Обязаны ли жильцы устанавливать счетчики на воду

Содержание

Общедомовой счетчик воды: зачем его надо ставить, почему установка обязательна, кто будет ее оплачивать и зачем собирать собрание жильцов по этому поводу?

Обязаны ли жильцы устанавливать счетчики на воду

24.12.2013

Вода / Счетчики холодной и горячей воды

У вас в подъезде появилось объявление, что в доме планируется установка общедомового прибору учета воды и в связи с этим необходимо запастись водой на сутки? А потом еще появились дополнительная строка в квитанции – оплата установки общедомового прибора учета воды? Хочется выяснить подробности – а у местного «домкома» внятных ответов, как водится, нет? Предлагаем почитать их здесь.

Почему во всех домах ставят общедомовые счетчики воды?

Начнем с того, что установка общедомового прибора учета является обязательной.

Согласно ФЗ № 261 расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.

В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов: собственники жилья обязаны были установить коллективный прибор учета до 01.07.12. Затем сроки продлялись, но вскоре за неустановку счетчика начнут применять санкции.

Ваша управляющая компания обязана уведомить собственников жилья о необходимости и условиях установки коллективных приборов учета, в противном случае ей грозит штраф за невыполнение уведомления собственников.

Зачем нужен общедомовой счетчик воды, если в квартире установлен индивидуальный?

Индивидуальный счетчик лишь позволяет вносить плату за фактически потребленный объем ресурсов, но не решает задач по контролю за состоянием домовых сетей и соответствия оказываемых услуг принятым нормам.

Считается, что установка общедомового прибора учета воды позволит собственникам:

  • контролировать соответствие параметров предоставляемых ресурсов нормативным показателям;
  • фиксировать факты утечки в системах водо- и теплоснабжения жилого дома;
  • исключить потери воды от ЦТП до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями: убытки за потери на магистральных сетях будут нести ресурсоснабжающие организации;
  • обязать компенсировать потери ресурсов в домовых сетях свою управляющую компанию в случае если все собственники жилья установят индивидуальные приборы учета;
  • >перейти на оплату за фактическую величину потребленного ресурса;
  • получить реальные возможности для ресурсосбережения.

Кто должен оплатить установку общедомового счетчика воды?

Федеральный закон № 261 обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета.

Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов должна предоставить рассрочку по платежам со сроком до пяти лет.

Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ.

Почему работы по установке счетчика не выполняются за счет средств текущего ремонта?

Установка счетчика не может быть выполнена за счет средств текущего ремонта ввиду того, что в большинстве случаев она нарушит планы по текущему ремонту общего имущества на следующий год. Перенаправление средств, поступающих на текущий ремонт, негативно отразится на состоянии всей инфраструктуры дома.

Для чего управляющая компания собирает общее собрание собственников по вопросу установки общедомого счетчика воды?

Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК — донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

Управляющая компания обязана уведомить собственников жилья об обязательствах и условиях установки коллективных приборов учета, в противном случае ей грозит штраф за невыполнение уведомления собственников. Однако управляющая компания не настаивает и не принуждает жильцов к установке коллективного прибора учета. Ее обязанности ограничиваются ознакомительными мероприятиями.

Можно ли обойтись при принятии решения об установке приборов учета без общего собрания собственников помещений?

Собрание проводить нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учета ресурсов, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком распределяется между всеми собственниками квартир.

Что будет, если на общем собрании собственники откажутся ставить общедомовой счетчики воды или не соберут достаточное количество ?

В соответствии с п. 12. ст.

13 Закона об энергосбережении собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых домом энергетических ресурсов, должны обеспечить допуск организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, и оплатить расходы организациям на установку этих приборов учета.

Какова стоимость общедомовых счетчиков воды и их установки?

Стоимость общедомовых прибора учета зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов:

  • от диаметра сечения трубопровода, который в каждом доме различен;
  • от различной в каждом конкретном случае комплектации приборов;
  • от объема проходящей в доме воды;
  • от площади дома и общего количества квартир;
  • от технических условий и проекта, которым должен соответствовать прибор;
  • от нюансов его установки.

Например, в домах, где помимо холодного есть горячее водоснабжение, не обойтись без двух измерительных блоков на каждый носитель. В некоторых случаях может требоваться частичная реконструкция теплового узла, без которой установка счетчика не будет иметь смысла.

В зависимости от существующих условий ресурсоснабжающими или профильными подрядными организациями будут выполнены подробные расчеты стоимости и проекты приборов учета.

В целом же ориентироваться надо на то, что стоимость общедомового прибора учета воды составит не менее 100 000 рублей, скорее всего – в несколько раз больше.

Источник: https://energovopros.ru/novosti/2327/35061/

Обязательно ли ставить счетчики на воду в 2020 году: как осуществляется замена счетчиков, что делать, если счетчик сломался

Обязаны ли жильцы устанавливать счетчики на воду

На законодательном уровне вопрос регулируется:

  • Постановлением Правительства РФ № 776. Содержит правила использования водных ресурсов.
  • Федеральным законом № 261.
  • Постановлением Правительства № 306. Устанавливает тарифы для жильцов, у которых не установлены счетчики.

Перечень документов не окончательный, так как в каждом регионе администрация может вносить свои поправки к законам, расширяющие список лиц, претендующих на бесплатную услугу по установке счетчиков. Кроме того, местная администрация может изменить порядок регистрации устройства.

Обязательно ли их устанавливать

Точного предписания об обязательной установке прибора учета расхода воды в Федеральном законе нет. Можно обойтись и без него, но выгодно ли это? Ведь оплата потребления воды по тарифу почти на 60 % выше, чем средне потребляемая норма.

Каждый регион имеет право вносить отдельные поправки и особые моменты в закон. Так, согласно правительственному Постановлению Москвы № 77-ПП, изданному 10 февраля 2004 года, для жителей столицы были отменены фиксированные промежутки между поверками водомеров.

Нужно знать! ЖКХ не должны настаивать на том, чтобы жильцы самостоятельно устанавливали эти приборы в своих квартирах.

Также запрещено рекламировать проверяющие организации. Действительно, на законодательном уровне предписана установка приборов учета воды, но ни о каких админ. наказаниях в отношении тех граждан, которые этого не сделают, в законодательных актах не говорится.

Собственники жилья устанавливают водомеры за собственные деньги.Такая же ситуация и с заменой приборов.

Сроки поверки счетчиков электроэнергии.

Газовые счетчики меняются бесплатно или нет, читайте тут.

Общедомовые счетчики тепла: кто должен устанавливать, читайте по ссылке: https://novocom.org/zhkx/kto-dolzhen-ustanavlivat-obshhedomovye-pribory-ucheta-teplovoj-energii.html

Кто должен устанавливать

По закону, собственник квартиры может лично принимать решение об установке счетчика, его замене или поверке.

Самым простым действием будет письменное обращение в ТСЖ или УК с целью установки учета прибора, так как сотрудники этих организаций занимаются их введением в эксплуатацию и опломбированием.
Главное в установке — определение места монтажа.

Основные технические рекомендации должны содержаться в паспорте прибора.
Но может потребоваться схема водопроводной разводки жилого помещения. Ее копию можно взять в обслуживающей организации.

После принятия решения об установке водомеров можно обратиться в управляющую контору или воспользоваться услугами другой организации, занимающейся монтажом приборов.После заключения договора с УК или ТСЖ в течение 30 дней сотрудники компаний должны произвести установку устройства и ввести их в эксплуатацию.

ВНИМАНИЕ! Установка приборов контроля потребления воды может существенно сократить расходы на водоснабжение. Также можно самостоятельно контролировать расходуемое количество воды.

Что делать, если застройщик не поставил счетчики?

Если после сдачи объекта в водопроводной сети отсутствуют счетчики, требуется сделать следующие шаги:

  • Обратиться в организацию, на которую возложены функции управления жилищным фондом. На этом этапе требуется написать заявление с просьбой установить счетчики на воду. Здесь же стоит уточнить, установлены в доме общие приборы учета. Это требование вызвано тем, что оплата за холодную воду возможна только при наличии таких устройств. На базе заявления составляется проект соглашения между владельцем квартиры (квартиросъемщиком) и управляющей организацией. В документе оговаривается порядок осуществления платежей за горячую и холодную воду. Желательно внимательно изучить договор, а особенно права и обязательств сторон.
  • Осмотреть инженерные сети. Стоит обратить внимание на возможность монтажа счетчиков. Иногда перед подачей заявки и приглашением специалиста приходится выполнить смежную работу — заменить трубы или краны, через которые производится подача воды в квартиру.
  • Уточнить у специалистов, какой тип прибора необходимо устанавливать. Не нужно торопиться с покупкой первой попавшейся модели. Если к монтажу будет привлекаться лицензированная организация, она может не согласиться на установку уже имеющегося прибора. Чтобы избежать дополнительных затрат, рекомендуется заранее созвониться с фирмой-установщиком, определиться со временем и датой монтажа. Также требуется пригласить представителя управляющей компании для оформления трехстороннего Акта приема счетчиков и их ввода в эксплуатации. На этом же этапе стоит принять решение, как будет осуществляться обслуживание в будущем.
  • Установить водоизмерительные устройства, количество которых может быть различным — два или четыре. Чаще всего достаточно двух приборов — для горячей и холодной воды.

В хорошей компании

Договорная часть

Теперь можно переходить к следующим этапам:

  • Заключить соглашение с управляющим жилищным фондом и организацией. В документе рассмотрен порядок совершения платежей за водоотведение и холодную воду. Также в нем прописаны обязательства, которые берет на себя жилищно-эксплуатационная контора и владелец.
  • Заключить еще одно соглашение с организацией, отвечающей за подогрев воды. К примеру, в столице речь идет о ГУП «Мосгортепло». На счет этих организаций производится оплата по квитанции из раздела горячей воды. Чтобы оформить соглашение, требуется лично явиться в офис организации, которая обслуживает интересующий регион (тот, где находится дом), после чего заявить о желании платить за горячую воду по счетчику. Теперь необходимо дождаться работника организации, который в течение нескольких дней приезжает на место и ставит дополнительную пломбу на прибор учета горячей воды. После этого подписывается договор. На этом этапе стоит уточнить, каким образом будут передаваться показания.
  • Если в роли управляющей организации выступает не ДЕЗ, требуется оформить договор с компанией, после чего принести его в ЕИРЦ — Единый информационный расчетный центр. Вместе с договором требуется захватить ряд других документов — копии паспортов на водомеры, акт ввода в работу или другие бумаги. Если все требования учтены, владелец квартиры ставится на учет в ЕИРЦ и получает информацию о правилах передачи показаний приборов учета. Для удобства необходимо пользоваться специальной книжкой, в которую вносятся показания.

Кадастровая карта Росреестра 2019-2020: инструкция по использованию

В новостройках

Если квартира приобретается в новостройке, то приборы учета в каждом жилом помещении устанавливаются застройщиком. Правило действует с целью применения закона о повышении энергоэффективности.Все квартиры должны вводиться в эксплуатацию со счетчиками не только на воду, но и на другие ресурсы.

Государственная комиссия не допустит продажу недвижимости, которая не отвечает требованиям закона (в том числе без приборов учета). Приобретая у застройщика жилье, необходимо сразу обращать внимание на наличие счетчиков. Их отсутствие должно указываться в акте приема-передачи квартиры. На основании данного документа застройщик должен установить приборы учета.

Процедура замены приборов учета воды

заявки на досрочную замену счетчика воды бесплатно в формате word

Любой прибор имеет свойство выходить из строя, изнашиваться. Именно поэтому каждые 4-6 лет владельцы жилья, в домах которых установлены водомеры, должны их менять, так гласит закон.

В некоторых случаях приборы подлежат замене в связи с прохождением через них за время использования определенного количества воды, так как дальнейшие показания могут быть неправильными.

При замене счетчиков граждан снова ждут растраты – такие же, как были при их установке. Для некоторых категорий лиц такая услуга предоставляется совершенно бесплатно.

На льготы при замене водомера могут рассчитывать:

  • малоимущие семьи,
  • ветераны Великой Отечественной войны,
  • граждане с инвалидностью (1 и 2 группа),
  • семьи, где воспитывается ребенок-инвалид.

В некоторых субъектах РФ на бесплатный монтаж и замену водомеров могут надеяться пенсионеры.

Иногда ждать срока очередной замены не приходится. Дело в том, что некоторые приборы выходят из строя раньше. В этом случае необходимо обратиться в управляющую организацию или ЖКХ и написать заявку на досрочную замену счетчика воды.

Может случиться, что при выполнении каких-либо сантехнических работ произойдет распломбировка прибора, или сантехник установил новый прибор. Тогда нужно звонить в УК и водоканал, чтобы они прислали инженера, который выполнит соответствующие ситуации работы (например, поставит пломбу на новый прибор или восстановит ее на старом счетчике).

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявки на досрочную замену счетчика воды:

В неприватизированной квартире

Собственники по коммерческому договору или сотрудники государственных органов власти являются ответственными лицами за установку устройств для измерения расхода воды.

Наниматели по договору социального найма не хотят отвечать за состояние недвижимости, в том числе заниматься установкой счетчиков.

Однако собственник муниципального имущества не в состоянии уследить за всей жилой недвижимостью, хоть это и входит в их обязанность. Исправить ситуацию можно путем внесения в договор социального найма пункта об ответственности нанимателя за установку счетчиков или дополнительного соглашения к документу.

Самостоятельно

Ни один закон или положение Правительства не содержит информации, запрещающей самостоятельно ставить водосчетчики. Но предварительно нужно ознакомиться с некоторыми нюансами:

  • Какие счетчики можно устанавливать.
  • В каком месте их правильно расположить.
  • Какие документы отражают правила установки устройства.

К монтажу допускаются счетчики, которые занесены в Госреестр СИ. Информация о сертификате должна быть указана в паспорте прибора, а место установки в СНиПах.Наибольшую сложность при монтаже приборов без посторонней помощи вызывает их регистрация в контролирующих органах.

Источник: https://nedvizhimost23.ru/o-nedvizhimosti/obyazatelny-li-schetchiki-na-vodu.html

Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета

Обязаны ли жильцы устанавливать счетчики на воду

На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

Установка ОДПУ позволяет:

  • оплачивать за потребление ресурса по факту;
  • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
  • фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

Что такое ОДН и как это рассчитывается?

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий.

Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки.

В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Большой ОДН на воду: причины и методы снижения

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома.

Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

  • централизованного теплоснабжения;
  • централизованного водоснабжения;
  • централизованного газоснабжения;
  • другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

  • мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
  • максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
  • максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

Нужно ли проводить общее собрание собственников

Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

Согласно п. 5 статьи 9.

16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

  • для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.

Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
  2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
  3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц — 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. — 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 – 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

Если собственники отказываются платить за установку

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт — это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости.

Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

Одпу — первый шаг к автоматизированному сбору показаний

Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

В продолжение статьи:

Почему правительство поняло, что без автоматизации ЖКХ никогда не выберется из долгов

Большой ОДН на воду: причины и методы снижения

 Передача показаний приборов учета

Источник: https://uchet-jkh.ru/publikacii/kto-obyazan-ustanavlivat-obschedomovye-pribory-ucheta.html

Нужно ли устанавливать счетчики воды в обязательном порядке?

Обязаны ли жильцы устанавливать счетчики на воду

Счетчики воды позволяют правильно рассчитывать количество потребляемой воды и исключить оплату за такую услугу по максимальной цене. Как известно, при отсутствии таких измерительных приборов жильцам квартир приходится платить максимальную стоимость за потребление воды.

При этом к основной цене добавляют непредвиденные расходы на случай поломок и технического обслуживания оборудования и системы водоотведения. С 2015 года вступил в силу закон, который обязывает жителей многоквартирного дома устанавливать счетчики, контролирующие расход воды.

Такой подход гарантирует жильцам отсутствие переплат за услуги.

Обязательно ли устанавливать счетчики в квартире на воду в 2017-2018 году в Москве и Московской области, СПб и в какие сроки?

В 2017 – 2018 годах на основании закона жильцы будут обязаны устанавливать в многоквартирных домах счетчики, фиксирующие объем расходуемой воды. Это позволит не платить за лишние кубометры воды и значительно экономить.

В случае не выполнения требования, предусмотренного законодательством, жильцы, уклонившиеся от установки счетчиков воды, будут наказаны штрафными санкциями.

Такой подход позволит жильцам относиться к данному обстоятельству с  осой серьезностью.

Тарифы за воду будут увеличены на десять процентов. Затем планируется увеличение на целых шестьдесят процентов. Такой поворот событий серьезно ударит по финансам жильцов многоквартирных домов, а так же и частных домов.

Даже если жильцам удастся избежать штрафных санкций, они не смогут избежать серьезных трат при оплате за воду. Именно установка счетчиков воды позволит значительно сэкономить средства.

В этом случае не придется переплачивать за лишние тонные воды, которыми не пользуются жильцы, но за которые им приходится платить в общем порядке.

Поскольку без наличия счетчиков невозможно рассчитать правильно расход воды, жильцов обязывают оплачивать сверхрасходы. Таким образом поставщики услуг гарантируют для себя возможность покрыть все расходы относительно непредвиденных обстоятельств. Однако установка счетчиков избавит жильцов от переплат, поэтому она обязательна для всех жильцов домов.

Обязаны ли жильцы устанавливать счетчики на воду?

Как было сказано выше, с 2015 года жильцов обязывают устанавливать счетчики воды, в каждом доме. Расходы на установку таких аппаратов ложатся на жилищные учреждения, курирующие многоквартирные дома.

Но в то же время за установку счетчиков необходимо платить хозяевам квартир. Такое решение принимается на общем совете.

При этом приходят к определенным условиям и разрешают такой вопрос в пользу всех жителей дома, в котором планируется установка такого прибора.

Следует отметить, что за установку счетчиков ответственность возлежит не столько на жильцах дома, сколько на жилищно-коммунальных учреждениях. За нарушение правил и законов такие учреждения могут быть привлечены к ответственности. Должностные лица и юридические могут быть наказаны солидными штрафами: от 5000 до 30000.

Разумеется, работники ТСЖ будут стремиться к тому, чтобы все законы, установленные в отношении жилищного права, были соблюдены. Из этого следует, что именно такая организация и обязывает жильцов устанавливать водяные счетчики. Но никакие штрафные санкции относительно хозяев квартир таких домов не налагаются государством.

Казалось бы, жильцы квартиры могут не переживать относительно установки счетчиков, ведь они в данном случае не несут прямую ответственность. Но не все так просто, как кажется изначально. В действительности же наличие счетчиков в доме в интересах именно жителей.

Поскольку дополнительный коэффициент будет расти в значительной мере, владельцам квартир будет не выгодна ситуация, когда приходится оплачивать по максимуму за услугу водопотребления. Именно подсчет количества расходуемой воды позволит исключить необходимость оплачивать лишние кубометры воды.

Это даст возможность платить гораздо меньше за данную услугу.

Если решиться на установку водяных счетчиков, такой подход освободит от постоянных беспокойств со стороны жилищных организаций, для которых это особенно важно. Вторым положительным моментом в данном обстоятельстве является значительная экономия расходуемых средств.

Ведь платить в таком случае нужно будет только исключительно за воду, которая реально была израсходована. До такого момента оплата взимается в максимальном размере, независимо от того, сколько воды израсходовали жители квартиры.

Важно правильно установить такие приборы и обеспечить контроль их правильной работы со стороны жилищной организации.

: нужно ли устанавливать счетчики воды в обязательном порядке

Источник: https://infinica.ru/nuzhno-li-ustanavlivat-schetchiki-vodyi-v-obyazatelnom-poryadke.php

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Обязаны ли жильцы устанавливать счетчики на воду

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет? 

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.

№ 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении).

Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил.

В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие “Воронежтеплосеть”, которое снабжало водой один из домов-“нарушителей”.

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Узнайте, кто и в каком порядке проводит проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях прибора учета, из “Домашней правовой энциклопедии” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Тогда МКП “Воронежтеплосеть” обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО “УК “Городок” – организации, которая управляла этим домом.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений.

Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г.

№ А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14).

Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество.

Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

По мнению адвоката, руководителя проекта “Народный адвокат” по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета.

“Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании”, – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами.

Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц.

В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения.

Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек.

Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов “Гордейчик и партнеры”

“Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них.

Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом.

Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе”.

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить? 

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. “в” п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно.

Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО “Водоканал”, которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года.

Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления.

При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г.

№ А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014).

Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО “Водоканал”. Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст.

20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г.

 № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим.

Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать.

Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п.

48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п.

17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г.

№ 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г.

№ 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

*** 

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Источник: https://www.garant.ru/article/695719/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.