Ограничение подачи коммунальных услуг за неуплату

Об ответственности УО за ограничение КУ в период моратория

Ограничение подачи коммунальных услуг за неуплату

С 6 апреля до 1 января 2021 года в России введён мораторий на ограничение или приостановление коммунальных услуг в случае их неполной оплаты. Рассказываем, какая административная ответственность предусмотрена для управляющих организаций за нарушение этого требования.

Обзор новых законов и письма Минстроя РФ, важных для УО и ТСЖ

Приостановление и ограничение коммунальных услуг за долги

Когда потребитель платит за коммунальные услуги не в полном объёме и его долг превысил два размера месячной платы по нормативу, исполнитель может ограничить или приостановить предоставление ему КУ (п. 118 ПП РФ № 354).

Ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предупредив заранее потребителя, можно, если есть:

  • основание – например, долг собственника или проведение планово-профилактического ремонта (п. 117 ПП РФ № 354);
  • техническая возможность.

Приостановить можно все услуги, кроме отопления и холодного водоснабжения (пп. «в» п. 119 ПП РФ 354).

Приостановка коммунальной услуги – это временное прекращение подачи коммунального ресурса (п. 114 ПП РФ № 354). При ограничении услуг исполнитель временно уменьшает объём подачи коммунального ресурса, то есть предоставляет его непрерывно в меньшем количестве или по суточному графику.

В ПП РФ № 354 нет пояснения, в каком объёме можно ограничить коммунальную услугу за задолженность и какой установить график предоставления услуги при введении ограничения. Эти детали можно описать в договоре на предоставление коммунальных услуг. Если в договоре нет этих условий, исполнитель решает такие вопросы самостоятельно.

Как УО повысить платёжную дисциплину в условиях общей самоизоляции

Мораторий на ограничение и приостановление коммунальных услуг с 6 апреля

Правительство РФ 6 апреля опубликовало постановление от 02.04.2020 № 424, которым до 1 января 2021 года приостановило:

  • уплату и взыскание неустоек, штрафов, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт;
  • поверку бытовых приборов учёта;
  • ограничение или приостановление коммунальных услуг в случае их неполной оплаты.

Подробнее рассмотрим каждый пункт. Мораторий на начисления пеней и штрафов за просрочку платежей за ЖКУ касается и жителей МКД, и УО, которые не в полной мере выполнят обязательства по договорам ресурсоснабжения.

До 1 января 2012 года не применяются положения договоров управления многоквартирными домами, которые устанавливают право управляющих компаний взыскивать неустойки, штрафы, пени за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение. Также приостановлено взыскание неустойки, штрафа, пени в случае несвоевременных и (или) внесённых не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.

С 6 апреля по 1 января 2021 года физические лица могут применять все бытовые приборы учёта коммунальных ресурсов, в том числе и с истёкшим сроком поверки, без проведения очередной поверки. Аккредитованные на проведение этих работ организации обязаны при оформлении заявки сообщать заявителям о переносе сроков и размещать такую информацию на своих сайтах.

В указанные сроки нельзя приостанавливать или ограничивать потребителю коммунальные услуги при их неполной оплате. За нарушение этого требования последует привлечение к административной ответственности.

Отрасль ЖКХ и налоговые льготы: на что УК могут рассчитывать сейчас

Административная ответственность для УО за нарушение требований ПП РФ № 424

Если в период с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года управляющая компания ограничит или приостановит оказание потребителю коммунальных услуг в случае неполной оплаты, суд расценит это как нарушение лицензионных требований.

Пп. «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами относит к лицензионным требованиям соблюдение правил, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ. Согласно указанной части управляющая компания несёт ответственность перед собственниками

  • за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в МКД;
  • за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.

Также, согласно пп. «б» п. 3 ПП РФ № 1110, лицензионным требованием считается исполнение УО обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ. Это значит, что управляющая компания в течение согласованного срока за плату обязуется

  • выполнять работы и/или оказывать услуги по управлению многоквартирным домом,
  • оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме,
  • предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам,
  • осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.

Таким образом, игнорирование в период с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года моратория на ограничение или приостановление коммунальных услуг при неполной их оплате, будет нарушением лицензионных требований.

За осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований управляющая организация может получить административный штраф.

Его размер на должностных лиц – от 50 000 до 100 000 рублей, на юридических лиц – от 250 000 до 300 000 рублей. Также должностным лицам может грозить дисквалификация на срок до трёх лет (ч. 2 ст. 14.1.

3 КоАП РФ).

Берегите себя и соблюдайте лицензионные требования.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

– поддержите эту публикацию, нажав «палец вверх»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a5864e93dceb7ffefabddd3/ob-otvetstvennosti-uo-za-ogranichenie-ku-v-period-moratoriia-5ebbe2cde525773eaf46b13a

Ограничение энергоснабжения в связи с нарушением порядка оплаты электроэнергии

Ограничение подачи коммунальных услуг за неуплату

В соответствии с действующим законодательством в отношении потребителей, нарушивших обязательства по оплате электрической энергии, предусмотрено введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

В отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354* (далее – Правила):

В соответствии с подпунктом «а» пункта 117* Правил ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги по электроснабжению вводится в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги. Потребитель предварительно уведомляется об ограничении или приостановлении предоставления такой коммунальной услуги.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В соответствии с пунктом 120 Правил ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах “а”, “б” и “д” пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

В соответствии с пунктом 121(1) Правил ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику, подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществлялись указанные действия, в размере, не превышающем 3 тыс. рублей в совокупности.

С полным порядком ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги можно ознакомиться в разделе XI Правил.

*В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» приостановлено до 1 января 2021 г.

действие подпункта “а” пункта 117, пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.

N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”

В отношении юридических лиц и иных потребителей, снабжаемых электроэнергией в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской от 4 мая 2012 г. № 442:

В соответствии с абзацем вторым подпункта «б» пункта 2 и подпунктом «б» пункта 4 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г.

№ 442 (далее – Правила) в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по  оплате электрической энергии (мощности) привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности), то гарантирующий поставщик, энергосбытовая, энергоснабжающая организация вправе инициировать введение ограничения режима потребления электрической энергии.

В отношении потребителя, по общему правилу, вводится полное ограничение режима потребления электрической энергии согласно абзацу третьему пункта 6 Правила.

Потребитель, получивший уведомление о введении в отношении него полного ограничения обязан ввести его самостоятельно до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения.

В случае неисполнения указанной обязанности ограничение режима потребления будет введения принудительно исполнителем (субисполнителем).

С полным порядком введения ограничения режима потребления, а также особенностями введения ограничения режима потребления электрической энергии отдельных категорий потребителей можно ознакомиться в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

Во избежание негативных последствий в виде ограничения энергоснабжения рекомендуем своевременно и в полном объёме оплачивать потребляемую электроэнергию.

Узнать о наличии и размере задолженности по оплате электрической энергии (мощности) клиенты АО «Мосэнергосбыт» могут:

физические лица:

юридические лица:

юридические лица вне зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика:

  • направив письменный запрос (на бумажном носителе) в АО «Мосэнергосбыт» по адресу: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9
  • направив запрос на адрес электронной почты: info@mosenergosbyt .ru, zaytsev_ay@mosenergosbyt.ru, nedoluga_ev@mosenergosbyt.ru
  • по телефонам: +7(499) 550-03-33 доб. 30-30, доб. 30-53
  • посредством личного обращения в отдел продаж и экспансии по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, д. 9

Источник: https://www.mosenergosbyt.ru/common/about9/restriction-powersupply.php

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг

Ограничение подачи коммунальных услуг за неуплату

Каждый из нас сталкивался с приостановлением или ограничением предоставления коммунальных услуг, и зачастую это становится полной неожиданностью. Надеемся, что данная памятка поможет Вам разобраться, что такое приостановление или ограничение коммунальных услуг, и в каком порядке оно должно производиться.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

  • Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей»,
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. №354 (далее – Правила).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Ограничение предоставления коммунальной услуги временное уменьшение исполнителем объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение им графика предоставления коммунальной услуги в течение суток.

Приостановление предоставления коммунальной услугивременное прекращение исполнителем подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

ЗНАЙТЕ! Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

КОГДА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ

В соответствии с п.115 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение – с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий – с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения – с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, – с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, – со дня, указанного в документе соответствующего органа.

В случаях, указанных в пп. “а” и “б” п. 115 Правил, исполнитель обязан в соответствии с п.

104 Правил зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах “а”, “б” и “д” п. 115 Правил.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

В соответствии с п.117 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги – через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, – через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Неполная оплата потребителем коммунальной услуги – наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуги платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня передачи его потребителю предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения (предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения));

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной коммунальной услугис предварительным (за 3-е суток) письменнымизвещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом “б” либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения – с предварительным (за 3-е суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Предоставление коммунальных услуг возобновляется со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

ЗНАЙТЕ! Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах “а”, “б” и “д” п.115 Правил.

Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:

а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющихобязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Источник: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/zhku/memos/51485

Отключение коммунальных услуг за неуплату законно?

Ограничение подачи коммунальных услуг за неуплату

Проблема взыскания платежей за потребленные коммунальные услуги являются настолько насущной, что периодически обсуждается на уровне Правительства РФ, держится на контроле органами местной исполнительной власти всех уровней.

Непрерывную «войну» с неплательщиками ведут ресурсоснабжающие организации и многочисленные посредники предоставления коммунальных услуг – управляющие компании и ТСН (до 2014 года ТСЖ).

Достичь радикального изменения ситуации не удается, не смотря на ряд мер, которые законодатель ввел в отношении злостных неплательщиков. Большинство из них связано с отключением или ограничением пользованием коммунальной услугой, за которую образовалась задолженность.

Всегда ли законно применение таких мер – рассмотрим на практике использования их различными организациями и возникающих в связи с этим споров. 

Что предшествует отключению коммунальных услуг?

Обязанность по оплате энергоресурсов, под которыми понимаются:

  • Водоснабжение;
  • Электроэнергия;
  • Теплоснабжение;
  • Снабжение природным газом.

Возникают у собственников многоквартирных и домов индивидуальной застройки, подключенных к данным энергоснабжающим сетям.

Для любого потребителя является совершенно логичным, когда он, приходя в магазин или другое торговое учреждение и приобретая товар, рассчитывается за него на кассе. В некоторых случаях возможно кредитование. Но и оно подчинено жестким правилам погашения ссуды. Несвоевременная оплата грозит штрафами, которые могут равняться размеру полученной ссуды.

Совершенно иначе обстоят дела с оплатой коммунальных услуг населением. Во многих случаях собственники несвоевременно вносят оплату за один или несколько потребленных ресурсов, накапливая задолженность.

Мотивы такого поведения многие неплательщики объясняют несогласием с тарифами, которые устанавливают на ресурсы энергоснабжающие организации, в большинстве регионов являющиеся монополистами, апеллируют к неправильности начислений за потребленные ресурсы, в некоторых случаях – жалуются на некачественное оказание услуги:

  • Недостаточную температуру воды в сетях горячего водоснабжения;
  • Низкую температуру теплоносителя в радиаторах отопления;
  • Несанкционированное или неоднократное отключение энергоресурса, в основном электричества, которое нарушает работу бытовой техники или причиняет неудобства, связанные с проведением досуга или выполнением надомной работы.

Многие владельцы недвижимости сознательно уклоняются от уплаты, предварительно изучив законодательство в сфере ЖКХ и судебную практику они балансируют на грани отключения коммунальных ресурсов, прекрасно зная, что требуется соблюдение предварительных мер, без которых оно будет являться незаконным.

Правовая основа отключения от источников энергоресурсов

«Библией», регламентирующей взаимоотношения между ресурсоснабжающей, обслуживающей организацией (УК, ТСН) и потребителем является Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Именно в нем содержится статья 119, которая предоставляет право ограничивать или отключать источники энергоснабжения в случае систематической неуплаты коммунальных платежей.

Несмотря на то, что указанное Постановление принято более 7 лет назад, оно не оказало существенного влияния на ситуацию со сбором платежей за коммунальные услуги. Практика применения мер по ограничению или отключению должников от источников энергоснабжения показала низкую эффективность этой меры.

В судах на рассмотрении находится множество жалоб собственников на незаконное с их точки зрения, ограничение потребления энергоресурсов. В большинстве случаев эти жалобы обоснованы и удовлетворяются судами, то есть, суды обязывают управляющие компании и ТСН произвести подключение, не смотря на существующую задолженность.

Причиной вынесения таких решений является:

  • Нарушение установленной процедуры уведомления;
  • Нарушение требований санитарно-гигиенических требований по содержанию МКД;
  • Вмешательство технических служб в работу общедомового имущества при невозможности точечного отключения отдельной квартиры отключается целый стояк или электрический распределительный щит в подъезде;
  • Частичное погашение задолженности, которое приостанавливает применение карательных мер в отношении должника.

Порядок уведомления должника

В Указанном Постановлении 354 четко прописан порядок работы с собственниками, имеющими задолженность по коммунальным платежам.

Первый этап – это установление факта образования задолженности. Не имеет значения, за какой конкретный энергоресурс не заплатил или недоплатил потребитель. Сумма задолженности равномерно распределяется на все виды потребленных ресурсов, пропорционально их доле в совокупной оплате за все виды коммунальных услуг.

С 2017 года для работников системы ЖКХ значительно упрощен порядок уведомления собственников о имеющейся задолженности, и возможности принятия по отношению к ним мер по ограничению или отключению энергоресурса.

В статье 119 содержится исчерпывающий перечень средств коммуникации, которыми имеющий задолженность собственник может быть извещен об этом:

  • Заказным письмом (по почте с уведомлением);
  • Включением в текст квитанции на оплату услуг ЖКХ текста уведомления;
  • Путем передачи ого сообщения или телефонного звонка при условии его записи (то есть подтверждения факта получения абонентом сообщения);
  • Направления уведомления по E-mail или в личный кабинет собственника в ГИС ЖКХ;
  • Передачи ого сообщения на автоответчик в системе проводной телефонной сети.

До 2017 года единственным признаваемым судом способом уведомления являлось почтовое отправление с уведомлением. Такой способ был крайне неудобен для УК и ТСН, поскольку вынуждал нести существенные затраты на рассылку заказных писем.

Большинство собственников, зная, что им может придти уведомление о необходимости погасить задолженность просто не приходили на почту за получением письма. Эффективность направления таких писем составляла 15-20%.

Остальные должники апеллировали к тому, что они не были своевременно извещены надлежащим образом и потому отключение энергоресурса незаконно. В настоящее время благодаря расширению способов извещения сослаться на незнание о задолженности очень сложно.

Собственнику предоставляется 20 дней на добровольное погашение задолженности или заключения соглашения о рассрочки платежей.

Если в течение этого срока он не погашает задолженность или нарушает график её погашения, установленный в соглашении, то техническая служба УК (ТСН) производит ограничение подачи энергоресурса.

В ограничении подачи скрывается подводный камень – большинство сетей энергоснабжения МКД не дают возможности ограничить потребление энергоресурсав отдельной квартире.

Предварительно, за 3 дня до планируемого отключения, собственник повторно уведомляется о времени отключения электроэнергии или газа.

Другие источники энергоснабжения: отопление и холодное водоснабжение в МКД отключать нельзя! При проведении работ по отключению желательно присутствие собственника-должника и работника обслуживающей организации, которые подписывают акт.

Собственник вправе отказаться от подписания акта, но это не умаляет его доказательственного значения в суде при разрешении конфликтной ситуации.

Страсти по заглушкам

С появлением технической возможности дистанционного установления запорной арматуры в просвете водоотводящих (канализационных) труб конкретного собственника без доступа в его жилое помещение у многих работников УК и ТСН возникла эйфория по поводу получения эффективного рычага воздействия на злостных неплательщиков. На практике все оказалось не так радужно. В настоящее время только самые отчаянные или некомпетентные руководители УК или ТСН прибегают к таким мерам. После этого они в большинстве случаев вынуждены компенсировать неплательщику за услуги ЖКХ ущерб, причиненный ненадлежащим оказанием услуг и моральный вред.

С 2012 года появилась легальная возможность ограничить водоотведение за неуплату, она предусмотрена п.8 ч.3 ст. 21 ФЗ 416  «О водоснабжении и водоотведении».

Как часто это бывает, закон был принят в интересах монополистов – компаний осуществляющих водоснабжение и водоотведение и совершенно не учитывал то, что он вступит в противоречие со множеством других нормативных актов направленных на защиту интересов потребителей:

– п. 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 №354)

– п. 12 и 14 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января  2006 г. № 47;

Источник: https://jilishnik.ru/remont-kommunalnye-uslugi/item/146-otklyuchenie-kommunalnykh-uslug-za-neuplatu-zakonno

Блог

Ограничение подачи коммунальных услуг за неуплату

Самая веселая процедура в сфере ЖКХ – это отключение злостным должникам коммунальных услуг. Радость на лицах должников и благодарности от них сотрудникам управляющих организаций позволяют осознать, что день прожит не зря и ты нужен людям. Так вот и поговорим о том, как нести радость людям правильно и как должников уведомить о новом радостном событии в их веселой жизни.

С 01 января 2017 года вступила в силу новая редакция Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила), в которых порядок уведомления должников перед отключением услуг и порядок самого отключения были существенно упрощены.

Начнем с того, кто все-таки может производить приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг. Данный вопрос особенно важен с учетом сложившегося в России хаоса в вопросе предоставления коммунальных услуг, когда сотрудники управляющих организаций не могут понять исполнители они коммунальных услуг или нет.

Согласно пп.«а» п.117 Правил ограничение и приостановление предоставления коммунальной услуги производится исполнителем коммунальных услуг. В качестве исполнителя коммунальных услуг могут выступать (п.2 Правил):

  1. управляющая организация или ТСЖ;

  2. ресурсоснабжающая организация.

Разобраться в вопросе кто исполнитель коммунальных услуг очень просто. Как указал Верховный суд РФ в Определении от 22 апреля 2014 г.

N АПЛ14-134: «исполнителями коммунальных услуг могут быть товарищество либо кооператив, а также управляющая либо ресурсоснабжающая организации, которым потребители в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом и на основании договора, содержащего условия о предоставлении коммунальных услуг, обязаны вносить плату за предоставленные коммунальные услуги».

Иными словами, исполнитель коммунальных услуг тот, с кем у собственника помещения (потребителя) есть договор о предоставлении коммунальных услуг, а не кому конкретно он оплачивает услуги.

Достаточно распространенная схема оплаты коммунальных услуг напрямую в РСО, когда собственники на основании решения общего собрания вносят плату в РСО, не делают последнюю исполнителем коммунальных услуг, а значит отключать коммунальные услуги в данном случае РСО не вправе. Как указано в п.64 Правил:

«Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем».

С тем, кто отключает услуги, разобрались. 

Давайте посмотрим, как уведомить собственника помещения (потребителя) о планируемом отключении услуги.

«Лимит», после которого можно начинать процедуру ограничения (приостановления) коммунальной услуги, составляет 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса (п.118 Правил). То есть, если норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения составляет 5 кубических метров в месяц и стоимость кубического метра горячей воды составляет 100 рублей, начать процедуру ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги можно при наличии задолженности по горячему водоснабжению в размере 5 * 2 * 100 = 1000 рублей.

Лимит превышен. В атаку бойцы разводного ключа и квитанций…

Согласно пп.«а» п.119 Правил предупреждение доставляется потребителю путем:

  1. вручения под расписку;

  2. направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении);

  3. путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления);

  4. путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя;

  5. телефонного звонка с записью разговора;

  6. сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ;

  7. сообщения на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

  8. путем передачи потребителю ой информации по сети фиксированной телефонной связи.

Обратите внимание (это очень важно)!!!

Замечание 1.

Правила предоставления коммунальных услуг разделили все способы уведомления должника на 2 группы:

1)      достаточно доставки уведомления должнику (п.1-3) и нет необходимости подтверждать факт и дату получения уведомления должником;

2)      необходимо подтвердить факт и дату получения уведомления должником (п.4-8).

Понятия доставки почтового отправления жилищное законодательство не содержит, что, безусловно, печально.

Но есть замечательный Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденный Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 №114-п.  

В п.

3 указанного документа четко указано, что «доставка почтового отправления, уведомления о вручении и извещения – производственная операция, заключающаяся в перемещении почтового отправления, уведомления о вручении, извещения о регистрируемом почтовом отправлении из объекта почтовой связи места назначения в ячейку абонентского почтового шкафа, в почтовый абонентский ящик адресата или по указанному адресу, через почтовые шкафы опорных пунктов для вручения».

Абонентский почтовый шкаф – специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах (ст.2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи»).

Таким образом, с момента, когда уведомление о заказном или ценном письме с уведомлением о введении ограничении (приостановлении) коммунальной услуги оказалось в почтовом ящике должника (это можно увидеть через трекинг почты России) начинается отсчет 20 дней до момента введения ограничения (приостановлении) коммунальной услуги (пп.«а» п.119 Правил).

Уведомление с помощью СМС, неработающего ГИС ЖКХ и сообщений электронной почты тут рассматривать не буду – это тема отдельной статьи.

Замечание 2.

Разработчики нормативки те еще знатоки сферы ЖКХ и уверен на 100500 процентов, что ни один из них ни дня не работал в управляющей компании. Но… Они ж лучше всех знают, как должно быть, а я вам скажу, КАК НАДО ДЕЛАТЬ.

Дело в том, что если отправлять должнику заказное письмо с уведомлением о вручении, после отправки у вас на руках будет только документ о том, что письмо с неким содержимым ушло в адрес должника.

Доказать, что отправлено именно уведомление об ограничении (отключении) услуг в суде и в надзорных органах может быть проблематично. Поэтому не пожалейте немного денег и уведомите должника ценным письмом с описью вложения.

Должник при оплате долга перед восстановлением предоставления коммунальной услуги все равно компенсирует управляющей организации (ТСЖ) все затраты, связанные с введением процедуры ограничения (приостановления) услуги (п.

120 Правил).

Ну вот вы и уведомили должника и можете чувствовать себя коммунальным Дедом Морозом.

С уважением, Кочетков Юрий.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/kommunalnye-uslugi/uvedomlenie-dolzhnikov-pered-otklyucheniem-kommunalnykh-uslug-voprosy-i-otvety/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.