Оперативное управление недвижимым имуществом

Содержание

Как проходит регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости – чем регулируется, для чего, кому нужна

Оперативное управление недвижимым имуществом

Правожил.com > Оформление недвижимости > Право оперативного управления на объекты недвижимости — порядок регистрации

Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления. Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.

Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности.

Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.

Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

Что такое регистрация оперативного управления?

Суть управления передаваемым имуществом в оперативном порядке заключается в его безвозмездном использовании для осуществления собственной деятельности. Различное имущество на этом праве передается государством, к примеру, таким учреждениям, как школы, сады.

Однако простой передачи для возникновения законной возможности использовать имущества недостаточно. Для этого требуется произвести его регистрацию. Под государственной регистрацией любых прав на недвижимые объекты понимается официальное признание, подтверждение факта существования этих прав, их возникновения, перехода, прекращения.

По сути, регистрация – это юридический акт, совершаемый путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Данное определение дается законодателем в Законе № 218.

Для чего и кому нужна регистрация?

Законом предусматривается регистрация оперативного управления объектами недвижимости.

Однако иногда возникает вопрос об обязательности такой процедуры, ведь она отнимает время, требует сбора определенной документации.

Кроме того, учреждения могут пользоваться этим имуществом с момента его передачи. Физическая возможность использования недвижимых объектов, действительно, появляется с момента их фактической передачи.

Но юридически они получают законное право владеть, а также пользоваться переданным имуществом только после госрегистрации своих прав. Это следует из положений статьи 131 ГК РФ.

В законе №218 говорится о том, что акт регистрации является единственным достоверным подтверждением наличия такого права. Оспаривать зарегистрированные права можно только через суд.

Порядок регистрации прав оперативного управления на объекты недвижимости

Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в описанное управление.

Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено. При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи.

Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг. Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка.

Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.

Документы, требуемые для регистрации

Каким документом оформляется передача недвижимого имущества?

Помимо заявления на регистрацию в соответствующий орган нужно подать ряд документов. Их список выглядит следующим образом:

  • учредительные документы на учреждение (предприятие);
  • документы о личности и полномочиях заявителя;
  • документ о закреплении объекта за учреждением (предприятием);
  • документ о фактической его передаче.

Выписку из ЕГРЮЛ, кадастровый паспорт на объект, выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности заявитель может предоставлять по своему желанию.

При подаче заявления и документов представителем учреждения (предприятия) требуется наличие надлежащей доверенности. Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы.

Процедура передачи имущества

Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником. Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.

Кроме самого решения о закреплении объектов, необходимо оформить документ об их фактической передаче. В этой роли, как правило, выступают акты приема-передачи. В отдельных муниципальных образованиях могут приниматься собственные акты о порядке передаче такого имущества.

Выводы

Право оперативного управления объектами недвижимости, в том числе жилыми помещениями, является одним из видов имущественных прав. Согласно ГК РФ оно подлежит регистрации в органах Росреестра.

Именно акт такой регистрации является подтверждением наличия указанного управления, позволяет свободно владеть (пользоваться) переданными объектами.

О том, что такое управление недвижимостью вы можете узнать, посмотрев видео:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

10 Окт 2017      kasjanenko         1310      

Источник: https://PravoZhil.com/oformlenie/registratsiya-prava-operativnogo-upravleniya.html

Право оперативного управления недвижимым имуществом

Оперативное управление недвижимым имуществом

Субъекты права оперативного управления — государственные предприятия (федеральные, муниципальные, субъектов РФ), а также созданные ими учреждения любой формы собственности. Решение о создании федерального предприятия принимает Правительство РФ, муниципального — муниципальные органы власти, а предприятия субъектов РФ — органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Казенные предприятия вправе распоряжаться:

  • оборудованием, транспортом и пр.;
  • доверенными им производственными комплексами;
  • денежными средствами в соответствии с утвержденной сметой;
  • продукцией и доходами, полученными от работы;
  • любыми вещами, находящимися в свободном гражданском обороте.

Закрепленные объекты подлежат страхованию за счет собственника. Все вопросы реализации сделанной продукции или услуг они также могут решать самостоятельно, но отчуждение, распоряжение активами уже требует согласия собственника, то есть государства.

Не вправе субъекты права, к примеру, продавать здания собственника без его ведома. Но они обязаны осуществлять регистрацию права на недвижимость и земельные участки, закрепленные за ними. Полученные от деятельности доходы поступают в самостоятельное распоряжение предприятия. Государство может забрать излишки, которое не используется.

Казенные предприятия не вправе отчуждать здания или оборудование, приобретенные за счет средств, выделенных им по смете без согласия государства.

Документация, необходимая для обращения в ЕГРП

Регистрация права оперативного управления подразумевает внесение сведений в базу данных Росреестра. Для этой цели заявитель должен предоставить сотруднику государственной службы определённый пакет документов:

  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • заявление о проведении государственной регистрационной процедуры от юридического лица (бланк возможно или получить у сотрудника госоргана);
  • учредительные документы организации (о постановке на учёт, справка о присвоении учреждению кодов статистики и т. д.);
  • действительная доверенность, заверенная у нотариуса, и удостоверение личности представителя (при необходимости);
  • бумаги, подтверждающие факт передачи имущества (к примеру, передаточный акт);
  • удостоверение личности заявителя;
  • техническая документация на имущество (кадастровый и техпаспорта);
  • правоустанавливающие бумаги на помещение;
  • документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта недвижимости за конкретным предприятием.

Точный перечень бумаг, предоставляемый в отделение госслужбы, возможно уточнить у сотрудника ЕГРП либо МФЦ. Кадастровый и технический паспорта могут не предоставляться в Росреестр, если помещение уже состоит на учёте (исключением является проведение перепланировки или реконструкции).

Объем прав

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Особенности имущественных прав предприятий

Круг субъектов права оперативного управления – предприятия на основе всех форм собственности в статусе юридических лиц. К ним относятся коммерческие организации – унитарные (казенные) предприятия и учреждения, и некоммерческие организации, функционирующие на средства собственника.

Собственник может целенаправленно создавать учреждения – субъекты права управления, выступая их учредителем и определяя объем правовых полномочий. Учреждения создаются для реализации производственных, управленческих, социально-культурных и других функций.

Собственник определяет порядок планирования и исполнения этих задач, частично или полностью осуществляет финансирование их деятельности, реорганизовывает, ликвидирует созданные предприятия в одностороннем порядке. В зависимости от юридического статуса организации приобретают права управления имуществом с различным объемом правомочий.

Уровень и границы правообладания имуществом определяются действующими законодательными нормами, условиями договора или контракта и решениями собственника по вопросам, которые законодательство отводит к его компетенции.

Казенные предприятия – унитарные, хозяйственные общества, товарищества, кооперативы – осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли от выполнения работ, государственных услуг, функций властных органов всех уровней. Финансирование таких предприятий осуществляется из соответствующих бюджетов.

На учреждения (бюджетные, автономные) органы федеральной власти и местного самоуправления возлагают задания по оказанию услуг и мероприятий по проведению экспертиз, подготовке решений органов власти для оформления лицензий, свидетельств, регистрации сделок. Характер деятельности бюджетных, автономных, и казенных предприятий часто может быть одинаковым, но осуществляется он в разных режимах и нормах пользования, распоряжения и владения имуществом, полученным в оперативное управление.

Процесс закрепления имущества на праве ОУ

Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

Для оформления необходимо подготовить:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
  • договор о передаче прав;
  • опись активов, акт приема-передачи.

Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

Суть и назначение договора оперативного управления недвижимым имуществом

Как было указано выше, данное соглашение является разновидностью договора аренды, но такие правоотношения не урегулированы отдельными нормами Гражданского кодекса, поэтому применяется сложившаяся юридическая практика.

Исходя из этого, под договором оперативного управления имуществом подразумевается письменное соглашение между субъектами хозяйственной деятельности, либо муниципальными (государственными органами), на основании которого, одна сторона, которой принадлежит недвижимое имущество, передает его в управление другой стороне, при этом за это не берется плата.

Такое существенное отличие его от договора аренды. Плюс к этому нужно добавить, что недвижимое имущество, передающееся таким способом, должно быть поставлено на баланс субъекта хозяйственной деятельности, и соответственно оперативный управитель платит налоги, проводит амортизационные отчисления.

Правовые нормы оперативного управления.

Исходя из этого, можно выделить три основных отличия такого соглашения от других способов передачи имущества в пользование:

  • за пользование имуществом не берется плата, то есть сделка безвозмездная;
  • полученный объект недвижимости становится на баланс юридического лица, и с него идет обязательная уплата всех налогов и сборов;
  • полученное таким образом имущество через некоторый промежуток времени возвращается его владельцу, то есть его нельзя продать, подарить, передать в субаренду.

Важно запомнить, что все договора по оперативному управлению имуществом должны пройти обязательную регистрацию в специальном государственном органе.

Что такое договор риэлторских услуг и когда его следует заключать, читайте по ссылке.

Если такой процедуры не будет, то соглашение автоматически будет признано недействительным, а это значит, что стороны не наделяются никакими правами и обязанностями.

Понятие и субъекты оперативного управления имуществом

Для того чтобы разобраться в том, какое имущество может передаваться в оперативное управление, нужно понимать, что подразумевается под этим действием.

Оперативное управление предусматривает факт передачи имущество в полное распоряжение одной из сторон. Такое право несколько ограничено, поскольку объект не может стать собственностью управителя, и без согласия владельца передаваться по аналогичному договору третьей стороне.

Хотите продать дачу? Для этого нужно составить договор, а что он должен включать — читайте в этой статье.

Сторона, получившая объект недвижимости в оперативное управление должна использовать его по назначению, имеет право ремонтировать, улучшать (с разрешения собственника). По окончании срока договора, имущество должно быть передано назад со снятием с баланса владельцу в таком же или улучшенном состоянии.

Субъектами таких правоотношений выступают только лица, ведущие экономическую деятельность, а также органы муниципалитета или государственной власти. В эту категорию можно отнести и индивидуальных предпринимателей, которые будут выступать не как физическое лицо, а как ИП.

Что такое оперативное управление, смотрите в этом видео:

Поэтому можно прийти к выводу, что передавать имущество в оперативное управление можно только то, что используется для хозяйственной деятельности и является средствами производства (склады, офисные помещения).

Источник: https://vostok-kvartal.ru/dokumenty/operativnoe-upravlenie-imushchestvom-2.html

Оперативное управление имуществом: что это такое? Право собственности, функции, передача имущество в ОУ

Оперативное управление недвижимым имуществом

Помимо права собственности, в гражданском законодательстве выделяют также вещные права с ограничениями. К ним относится право оперативного управления определённым объектом недвижимости, находящимся в собственности государства либо муниципалитета.

Распоряжаться подобным имуществом возможно только с разрешения владельца, который вправе лишить вторую сторону сделки доверенного объекта при наличии уважительных оснований. Регистрационная процедура данного права осуществляется в соответствии с требованиями закона в установленные сроки.

Что такое оперативное управление имуществом?

Оперативное управление имуществом представляет собой ограниченное вещное право, которое применяется на территориях государств, ранее входивших в состав СССР.

Согласно законодательным нормам, собственником предприятий или иных владений является государство. В перечень передаваемого государственным ведомством объектов входит имущество (движимое и недвижимое), собственником которого по-прежнему остаётся государство.

Федеральные предприятия, государственные учреждения получают сооружения, объекты для ограниченного пользования, увеличивая тем самым своё участие в экономической деятельности страны.

С правом оперативного управления объектами государственной недвижимости организации и предприятия получают право распоряжения, согласно порядку, установленному ст. 296 ГК РФ; при этом они обязуются вести деятельность в рамках целевого назначения взятого в управление имущества и компетенции деятельности учреждения.

В круг организаций, наделённых полномочиями оперативного управления, входят следующие учреждения и структуры:

  • учреждения по развитию спорта и массовой культуры;
  • фонд жилья;
  • образовательные и научные учреждения;
  • предприятия, связанные с областью медицины;
  • структуры, обеспечивающие услугами различных коммунальных служб (вода, электричество, газ, отопление) и др.

Собственником передаваемого в управление имущества выступает муниципалитет или государство, разрешающие вышеуказанным организациям распоряжаться своей собственностью. В случае нарушения правил эксплуатации имуществом, порчи, нецелевого использования, собственник в лице государственного органа вправе отозвать полномочия у организации и изъять имущественный объект.

Что можно передать в оперативное управление? К числу таких объектов относят муниципальную, государственную, частную собственность, а также имущество фонда сельского и городского образования.

Правила пользования правом оперативного управления регулируются положениями Бюджетного, Гражданского и Налогового Кодексов, а также федеральными законами и региональными актами.

Разрешённые направления ведения деятельности в отношении имущества регулируются собственником.

Процедурные вопросы юридического закрепления прав на имущество

Правовой статус недвижимого имущества и его изменения легитимны после процедуры государственной регистрации.

Она совершается на основании постановления собственника о передаче обособленных от остального его имущества объектов в оперативное управление учреждению.

Передаваемое имущество должно быть четко идентифицировано указанием кадастровых номеров, планами объектов недвижимости и земельных участков, технической документацией.

Стороны-участники сделки заключают договор или контракт, правила оформления которых установлены действующими нормами. Изменение правового статуса переданного имущества, возникновение у получателя прав собственности и полномочий по управлению им наступают после оформления государственной регистрации.

Регистрация проводится по адресу расположения имущества, а при передаче имущественных комплексов предприятий – по юридическому адресу учреждения-получателя права.

Для регистрации учреждение направляет в регистрирующий орган заявление, акт собственника, пообъектный список имущества с указанием инвентарных номеров, остаточной и балансовой стоимости, начисленной амортизации и другие необходимые документы.

Право оперативного управления может передаваться на действующие имущественные комплексы, находящиеся в процессе реконструкции или строительства. Для объектов, не завершенных строительством, допускается совершение регистрации права собственности на недвижимость и передачи ее в оперативное управление одновременно.

Что такое право оперативного управления?

Право оперативного управления даёт возможность владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом собственника на основании законодательных норм и в соответствии с условиями собственника, назначением объектов и целями деятельности учреждения.

Владелец (учредитель предприятия), вправе отозвать своё имущество, переданное на правах оперативного управления, и распорядиться им по своему усмотрению, если будут выявлены случаи ненадлежащего использования имущества, выхода за рамки разрешённого назначения.

Государство/муниципалитет вправе передавать казённым учреждениям разные полномочия. Доходами, извлекаемыми в результате использования государственного имущества, распоряжается собственник предприятия; учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться доходами.

Функции оперативного управления:

  • управление движением материальных средств;
  • фиксация данных процессов в бухгалтерской и налоговой отчётности;
  • постоянный контроль за состоянием переданных в ведение фондов;
  • установление цен и тарифов на товары и услуги, произведённые с помощью имущества, переданного в управление;
  • мониторинг налоговых отчислений;
  • формирование производственного бюджета и непрерывный контроль за его выполнением;
  • ведение документации, регулирующей правила и условия управления имуществом;
  • организация работы персонала;
  • создание клиентской базы;
  • сотрудничество с поставщиками.

https://youtu.be/lWqi—5wEs0

Функции и задачи управляющего

Тот, кто стоит у руля оперативного управления имеет определенные функциональные задачи, которые становясь владельцем, обязан выполнять. Также перед ним ставятся конкретные задачи, ответственность за который он несет.

Функции

Среди них такие:

  • Координация работы всех структурных подразделений. Если рассмотреть производственное предприятие полного цикла, то тут в круг функций управляющего входит обработка заказов, связь с производственными мощностями, реализация готового товара.
  • Работа с документооборотом. В этом случае отвечает оперативный управляющий, а не конечный собственник, то есть все необходимые бумаги, в частности отчеты должны быть готовы своевременно, иначе ответственности по закону не миновать.
  • Планирование. Управляющие контролирует сроки выполнения поставленных задач. Кроме того, собственнику обязательно предоставляется отчет.
  • Управление производством, в том числе контроль качества изготовленных товаров.
  • Учет издержек, которые невозможно исключить, адекватное их обоснование.
  • Техническая составляющая для выполнения производственных задач, то есть оснащение всем необходимыми агрегатами, учет, сохранность и отправка произведенных товаров.
  • Учет запасов и своевременная закупка сырья.

Задачи

Задачи, которые ставятся перед оперативным собственником многочисленны, но основная – это сделать производство прибыльным. Среди ключевых задач, которые этому способствуют:

  1. Определение объемов производимых товаров, которые возможно производить на имеющихся мощностях.
  2. Выбор места размещения производства, опираясь на параметр цена-качество.
  3. Координация заказов, которые поступают на предприятие.
  4. Выдача заданий для работы.
  5. Установление адекватных сроков для выполнения.
  6. Контроль над соблюдением правил, сроков.
  7. Обеспечение наибольшей эффективности работы.

Отличие оперативного управления от хозяйственного ведения

Круг лиц и принципы, на которых основываются права оперативного управления и хозяйственного ведения, во многом схожи между собой, но вместе с тем существуют и отличия, разграничивающие между собой данные разновидности прав.

Право хозяйственного ведения даёт возможность владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но исключительно в пределах границ, установленных законом и другими нормативными актами.

К примеру, унитарное предприятие может распоряжаться движимыми объектами, но ограничено в правах пользования недвижимым имуществом собственника.

Хозяйственное ведение позволяет передать имущество для осуществления дальнейшей деятельности.

В будущем собственник сможет использовать это имущество по своему усмотрению, например, продать. Однако решение принимается не самостоятельно, а совместно с органами управления предприятия.

Субъектами в хозяйственном ведении выступают любые муниципальные и государственные предприятия.

К оперативному управлению относят казённые учреждения и предприятия. В рамках договора оперативного управления имущество может быть передано в пользование только на определённый срок, т.е. им нельзя полновластно распоряжаться: продавать, дарить, менять и т.д.

Собственник может создавать объекты оперативного управления, определять, в каких объёмах назначать правоспособность, утверждать необходимые документы, назначать руководителей, ликвидировать или реорганизовать предприятие без согласия иных руководителей.

Собственник даёт указания управленцам о том, как использовать предоставленное им имущество. Отдельные объекты, входящие в состав, собственник может направить в нужном для него направлении для реализации. Он вправе распределять своё имущество на несколько необходимых ему фондов. При этом он не может использовать средства одного фонда для развития другого.

Если у предприятия образовались долги, то субсидиарную ответственность за это также понесёт собственник, а не руководитель предприятия.

Собственник распределяет доходы предприятия, не согласовывая данный вопрос с руководителем. Он — полновластный хозяин.

Руководитель же, наоборот, не вправе совершать какие-либо действия без согласия с собственником. В этом принципиальное различие между правами хозяйственного ведения и оперативного управления.

Post navigation

Источник: https://uk-mishino.ru/mkd/pravo-operativnogo-upravleniya-nedvizhimym-imushchestvom.html

Договор оперативного управления недвижимым имуществом – что это? – ТСЖ

Оперативное управление недвижимым имуществом

Что собой представляет договор оперативного управления имуществом? Затрагиваются ли в данном случае лишь государственные и муниципальные предприятия или он применим в частных организациях? В чем его сущность, черты, каковы особенности реализации на практике?

Законодательное регулирование

ГК несет в себе основные положения о праве собственности, формах его реализации. В частности, имеется специальная статья, посвященная и оперативному управлению имуществом.

  • Кроме ГК, вопросы управления государственным и муниципальным имуществом регулируется инструкциями, положениями, принятыми как федеральным правительством, так и его отдельными органами (Росимуществом), так и на региональном уровне.
  • Росимуществом опубликовано специальное письмо о распоряжении государственным недвижимым имуществом.
  • Федеральные органы власти относительно имущества, принадлежащего региону или муниципалитетам вправе давать лишь рекомендации.

Организации, не имеющие отношения к государству или муниципалитетам, обязаны придерживаться исключительно положений ГК. Применение пунктов иных актов, например, при заключении договора оперативного управления имуществом, возможно по желанию собственника.

Судебная практика

КС РФ и ВС РФ периодически принимаются акты, затрагивающие право оперативного управления, заключения соответствующих договоров. Они служат ориентиром при разрешении споров по договорам оперативного управления. Пленумом изданы общие разъяснения в 2010 году о защите права собственности и иных вещных прав.

В чем сущность данного права

Оперативное управление имуществом – это, прежде всего, обладание и имуществом, переданным юридическому лицу, и использование его. Серьезно ограничивается распоряжение имуществом, т. е. наложен запрет на продажу, дарение, передачу в залог, передачу в уставной капитал.

Вправе ли владелец сдавать имущество в аренду? Ответ зависит от того, что написано в уставных документах и в договоре с собственником. Сделки с имуществом такого рода разрешено заключать с согласия представителя собственника.

Дополнительные ограничения устанавливаются собственником с помощью норм закона и договора. В случае с государственной или муниципальной формой собственности предполагается возможность дачи распорядителем имущества дополнительных указаний относительно его вне норм договора.

В судебной практике отмечается право собственника изъять имущество, используемое не по назначению, либо являющееся излишним.

Изъятие имущества

Разрешено изымать имущество, если:

  • оно не используется;
  • используется не по назначению.

Закон распространяет это право на объекты, закрепленные собственником или приобретенные за счет средств, которые были им выделены.

Изъятыми ценностями собственник вправе распорядиться так, как считает нужным.

Особенности заключения

Если имущество находится в собственности государства или муниципалитета, то договор заключается на основании постановления главы муниципального образования, либо иного должностного лица, имеющего полномочия.

От имени государства выступают или представители департамента имущественных отношений (если имущество принадлежит региону) или территориального управления Росимущества.

Без их распорядительных актов договор на оперативное управление имуществом не заключается. Если эти акты были приняты, но с нарушениями закона, договор могут впоследствии признать недействительным.

Как быть с имуществом частной организации, переданным в управление? Требуется согласие собственника. В крупной компании сюда включается согласие директора, как его представителя, или даже членов правления, в зависимости от суммы сделки и иных факторов. Комплект документов и порядок действий определяются уставом или учредительным договором.

Структура соглашения

Договор на право оперативного управления имуществом имеет примерно такую структуру:

  • сведения об участниках договора;
  • перечень переданного имущества, его характеристики;
  • сведения о недвижимости берутся из реестра прав на недвижимые объекты;
  • стоимость переданного имущества;
  • перечень прав, которые получает юридическое лицо – получатель;
  • права и обязанности участников;
  • срок действия, порядок продления;
  • порядок внесения изменений в текст соглашения;
  • условия его досрочного прекращения.

Передача недвижимости влечет изменение статуса земельного участка, на котором располагается объект. Здесь включается единство судьбы земельного участка и недвижимости, расположенной на нем.

Передача прав на участок оформляется в том же договоре или отдельным соглашением. Оформление сделок проводится одновременно.

Какие документы прилагаются

Неотъемлемая часть договора на право оперативного управления имуществом – приложение, описывающее переданное имущество, его свойства, особенности. Прилагается техническая документация.

В случае передачи недвижимости в приложении нет необходимости, адреса и кадастрового номера вполне достаточно.

При подписании договора обязательно составляется акт приема-передачи. В нем отмечаются особенности, какие-то нюансы, которые могут в будущем оказать влияние на права сторон.

Государственная регистрация

Все сделки с недвижимостью должны регистрироваться и обсуждаемые соглашения не исключение. Договор о передаче имущества в оперативное управление после заключения подлежит регистрации в Росреестре или кадастровой палате, в зависимости от структуры органов в регионе.

Уклонение или отказ от регистрации делают сделку незаключенной, и никаких прав и обязанностей не порождающей.

Процедура проводится в общем порядке: стороны подают документы, и чиновники Росреестра проводят их проверку. Несмотря на кажущуюся легкость регистрации сделок с муниципальной или государственной недвижимостью, это не так.

Наоборот, сделки с такими объектами проверяются еще тщательнее. На практике встречаются ситуации, когда администрация вынуждена судиться с регистраторами.

Чтобы избежать проблем, работу над договором на право оперативного управления муниципальным имуществом следует доверить юристам местной муниципальной администрации. Они прекрасно знакомы с тонкостями подобных сделок.

В заключение

Оперативное управление имуществом – это разновидность прав на чужое имущество. Применяется в основном в системе руководства государственной или муниципальной собственности. В то же время негосударственные структуры не ограничены в его использовании.

Передача имущества производится на основе договора, согласно утвержденной форме и целому перечню нормативных актов, если речь идет о бюджетных организациях. Частные компании обязаны руководствоваться лишь ГК.

Источник:

Оперативное управление имуществом: что это такое? Право собственности, функции, передача имущество в ОУ

м права оперативного управления являются полномочия по владению, пользованию и распоряжению активами государства. Реализация этого права регулируется ГК РФ, а также законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».  Рассмотрим, что такое оперативное управление и каким имуществом можно распоряжаться в процессе его реализации.

Объем прав каждого предприятия закрепляется его уставом и другими учредительными документами. Закон предполагает, что ОУ обладает особым правовым режимом и является ограниченным видом права. Его не нужно путать с хозяйственным ведением имущества, субъектами которого могут быть только государственные или муниципальные предприятия.

Функции субъектов

Субъекты права оперативного управления — государственные предприятия (федеральные, муниципальные, субъектов РФ), а также созданные ими учреждения любой формы собственности. Решение о создании федерального предприятия принимает Правительство РФ, муниципального — муниципальные органы власти, а предприятия субъектов РФ — органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Казенные предприятия вправе распоряжаться:

  • оборудованием, транспортом и пр.;
  • доверенными им производственными комплексами;
  • денежными средствами в соответствии с утвержденной сметой;
  • продукцией и доходами, полученными от работы;
  • любыми вещами, находящимися в свободном гражданском обороте.

Закрепленные объекты подлежат страхованию за счет собственника. Все вопросы реализации сделанной продукции или услуг они также могут решать самостоятельно, но отчуждение, распоряжение активами уже требует согласия собственника, то есть государства.

Не вправе субъекты права, к примеру, продавать здания собственника без его ведома. Но они обязаны осуществлять регистрацию права на недвижимость и земельные участки, закрепленные за ними. Полученные от деятельности доходы поступают в самостоятельное распоряжение предприятия. Государство может забрать излишки, которое не используется.

Казенные предприятия не вправе отчуждать здания или оборудование, приобретенные за счет средств, выделенных им по смете без согласия государства.

Переход права управления

При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ.

В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения.

В случае, когда активы используются для достижении иных целей, оно может быть изъято государством. Изъятие происходит по определенной процедуре — с составлением акта, подтверждающего нецелевое использование.

Порядок передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, определяется ГК РФ. Казенные предприятия могут инициировать признание недействительными актов собственника об изъятии или распоряжении вверенного им объекта.

Источник: https://uk-34.ru/kvartplata/dogovor-operativnogo-upravleniya-nedvizhimym-imushhestvom-chto-eto.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.