Описание границ участка

Содержание

Описание схемы границ земельного участка и в каких случаях она необходима

Описание границ участка

Схема расположения земельного участка (ЗУ) представляет собой план местности, на котором изображены границы образуемого ЗУ (или нескольких участков) на кадастровом плане территории.

На ней должна быть указана площадь всех образуемых ЗУ. В случае, когда таких участков 2 или более, ставятся также их условные номера. Документ составляется на основе данных кадастра.

Требования к схеме границ земельного участка регламентируются приказом Минэкономразвития РФ №762 от 27.11. 2014 г., приложениями № 1 и № 2 к этому приказу, а также ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (закон, утверждающий соответствующие изменения в ЗК, начал действовать с 01.03.2015 г.).

Что такое инструкция по межеванию?

Инструкция по межеванию земель – это такой нормативный документ, который был утвержден Роскомземом в апреле 1996 г. В нем установлен порядок, в соответствии с которым следует выполнять разграничение земель, а также сформулированы требования, предъявляемые к каждой стадии межевания и к документированию результатов этой процедуры.

Проще говоря, эта инструкция – прямое руководство по определению и дальнейшему утверждению границ земельного надела.

Полномочиями по контролю за соблюдением предусмотренного инструкцией регламента обладают территориальные подразделения Роскомзема.

Данный нормативный акт на сегодняшний день является действующим.

Его положениями руководствуются специалисты в процессе определения границ землевладений.

Для инструкции по межеванию разработано несколько приложений. В их число входят образцы технических заданий, чертежей и иной документации.

В 2003 г. инструкция была дополнена «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства».

Такая схема потребуется в случае образования нового надела земли либо при юридически значимом изменении существующих наделов.

Она необходима в следующих ситуациях:

  1. В случае разделения одного землевладения на несколько долей или при объединении нескольких земельных участков, если эти земли к моменту изменения границ находились в частных

    владениях. Такими участками в соответствии с российским законодательством могут являться земли, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, а также садово-огородные и дачные участки.

  2. При изменении границ земель, формально находящихся в собственности государства.
  3. В ситуации, когда необходимо выделить участок земли, принадлежащей муниципалитету, для его передачи гражданину или организации. Схема понадобится как при получении муниципальной земли в постоянное пользование, так и в случае оформления на нее арендного договора.
  4. Если администрация поселения изымает землю у ее владельца, когда это необходимо для нужд государства или муниципалитета.
  5. В случае, когда запланировано проведение аукциона. Для организации аукциона подается соответствующее заявление, к которому прилагается схема земельного участка. Далее публикуется объявление, после чего в течение 30 дней идет сбор заявок.Организацией проведения аукциона (и необходимых для него процедур) занимается муниципалитет. Но если была получена только одна заявка, заявитель приобретает ЗУ без аукциона. В последнем случае он сам должен позаботиться о проведении его межевания.
  6. Когда имеется возможность приобрести землю без проведения торгов. Отличительной особенностью данной ситуации является то, что схему границ угодья можно предъявить напечатанной на бумаге.
  7. Для того, чтобы легализовать прирезки (это прилегающие к землевладению участки, которые были самовольно захвачены гражданином и стали как бы принадлежать ему, если отсутствуют претензии третьих лиц), которые находятся во владении гражданина.

В соответствии с правилами, установленными инструкцией по межеванию, определение границ земельного участка является необходимой процедурой для оформления земли в собственность.

Об этом следует помнить гражданам, которые заинтересованы в легализации своих участков в соответствии с действующей сейчас программой дачной амнистии.

Администрация

В общем случае подготовка схемы границ ЗУ выполняется исполнительным органом государственной власти или административным органом муниципального образования.

Соответствующую заявку можно подать на сайте Росреестра (заявителю предварительно следует на нем зарегистрироваться).

Самостоятельная подготовка

Если необходимо подготовить схему земельного участка, который предстоит образовать путем его выделения из муниципальной земли, а проведение торгов при этом не планируется, организацией соответствующих работ может заняться сам гражданин.

Допускается также самостоятельная подготовка схемы в случае проведения аукциона по продаже или выделения в аренду образуемого участка.

Исключение составляют земли, которые располагаются на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

При выделении ЗУ, располагающегося на территории, принадлежащей государству или муниципалитету, схему расположения может подготовить лицо, которому эта земля выделяется. Для граждан такой порядок допускается при получении земли в безвозмездное пользование или оформлении аренды.

Если участок подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд, схему вправе подготовить лицо, в пользу которого он изымается.

В случае, когда образование нового земельного участка происходит в результате перераспределения наделов, принадлежащих гражданам, которые предназначены для ведения личного хозяйства или строительства частного жилья, соответствующие схемы могут подготовить владельцы таких угодий. Это относится также к землям, являющимся собственностью РФ или населенных пунктов.

Несмотря на то, что в этих ситуациях допускается самостоятельное изготовление плана границ, для многих граждан эта процедура может оказаться достаточно сложной. Не каждый человек имеет навыки составления топографических карт и работы с графическими редакторами.

Кадастровый инженер

Согласно требованиям законодательства схема границ земельного участка должна быть привязана к кадастровому плану территории.

Дополнительные затруднения могут возникнуть из-за того, что не всегда известны координаты располагающихся рядом объектов. Поэтому во многих случаях целесообразно для подготовки схемы расположения земельного участка воспользоваться услугами кадастрового инженера.

С выездом

Если в кадастре отсутствуют необходимые сведения для составления документа либо их недостаточно, для его составления инженер может выехать к местоположению участка.

Там он проведет все нужные для составления чертежа измерения и определит точные координаты объекта.

Заказывать проведение работ с выездом кадастрового инженера имеет смысл, когда точно известно, что администрация муниципалитета одобрит выделение надела гражданину.

В противном случае расходы будут неоправданными.

В ситуации, когда в кадастре содержатся все данные, требующиеся для составления схемы, выезд инженера на участок не обязателен. Ведь всю нужную информацию он может получить камерально (с помощью кадастровой карты).

Финансовые затраты в таком случае будут меньше, чем при выезде специалиста.

Особенности

В процессе подготовки схемы расположения земельного участка необходимо учитывать:

  • требования законодательства, определяющие правила пользования землей и застройки;
  • положения утвержденной документации, касающиеся территориального планирования;
  • требования документации по землеустройству;
  • проект планировки территории;
  • расположение территорий, находящихся в общем пользовании;
  • «красные линии»;
  • фактическое расположение границ землевладений;
  • местонахождение построек на местности (включая те, возведение которых еще не завершено);
  • в определенных законодательством случаях необходимо принимать во внимание положение об особо охраняемой природной территории и расположение зон для территорий с особыми условиями использования.

Гражданину, не обладающему достаточной компетенцией, не всегда легко во всем этом разобраться. Поэтому для составления схемы при наличии каких-либо неразрешенных сомнений лучше обратиться к специалисту.

Как выглядит образец

Схема расположения земельного участка оформляется в соответствии с приказом Минэкономразвития № 762. Этот документ бывает двух разновидностей:

  1. Для перераспределения земель уже имеющихся участков (в случае выполнения дорезки к землевладению). Ее образец можно посмотреть здесь
  2. Для образования нового надела смотрите по ссылке

Они отличаются только в одном: в первом случае изображается не только участок, который должен получиться в итоге, но и изначальная территория, к которой должна присоединиться другая земля.

Схема изготавливается в форме электронного документа. Если надел предоставляется гражданину без проведения торгов, то по его желанию она может быть выполнена на бумажном носителе.

Что отображается в документе

Чертеж, на котором показано расположение угодья и отображаются его границы, должен содержать:

  • межевые границы территории землевладения;
  • условные номера всех наделов, которые должны быть образованы согласно схеме расположения земельных участков (если таких участков несколько);
  • информацию о площади образуемых участков земли;
  • координаты, отображающие точное местоположение землевладения (или адрес);
  • кадастровый номер объекта недвижимости или квартала;
  • сведения о проектной мощности каждого надела (если их 2 или более);
  • информацию о категории земли участка.

План обязательно должен быть дополнен системой условных обозначений.

В документ со схемой расположения участка включается текстовое описание. В нем присутствуют наименование документа, его номер, дата утверждения, а также наименование органа административной власти, которым он был утвержден (такими полномочиями обладают органы муниципальной или государственной власти).

Если в районе, где располагается участок, имеются зоны особого пользования, сведения о них также включаются в это описание.

По итогам рассмотрения заявления об утверждении схемы уполномоченный орган проверяет, соответствует ли выделение участка и оформление документа требованиям закона. Если какие-либо предписания законодательства не были соблюдены, в утверждении документа администрация вправе отказать.

Основания для отказа могут быть следующие.

  1. Оформление документов произведено некорректно. Не соблюдены предписания по оформлению схемы, в документах присутствуют фактические ошибки или опечатки, приведена не вся необходимая информация. В таких ситуациях документ нужно будет переделать и снова передать на рассмотрение административному органу.
  2. Площадь, указанная в документе, не соответствует реальным размерам участка (в случае, если на схеме она более чем на 10% больше, чем в действительности).
  3. На территории угодья располагаются объекты недвижимости, принадлежащие третьим лицам или государству.
  4. Земля на момент подачи заявления является собственностью дольщиков.

Также отказать могут и по следующим причинам.

  1. Установлен факт наличия на территории участка пересекающихся границ (территория одного надела частично накладывается на другой или полностью с ним совпадает).
  2. Территория является частью ранее утвержденного межевого плана.
  3. Не были соблюдены требования, установленные для особо охраняемых природных территорий.
  4. Установлено, что место, на котором располагается угодье, в будущем запланировано использовать для обеспечения внедрения проектов, направленных на развитие определенной местности.

В отдельных случаях может получиться так, что администрация поселения изменит целевое предназначение земли уже после того, как заявление подано. К сожалению, в такой ситуации в утверждении схемы также будет отказано.

Заключение

Составление схемы расположения границ земельного участка требуется при образовании нового земельного угодья или изменении существующего. На ней изображены границы надела на кадастровом плане и показано его местоположение. По сути это план участка, утвержденный административными органами.

Полномочиями по изготовлению данного документа прежде всего наделены органы муниципальной или государственной власти.

В ряде случаев, предусмотренных законом, допускается его самостоятельное изготовление самим заинтересованным гражданином. Однако это требует от него определенных навыков работы по составлению топографических карт.

Также необходимо учитывать многие нюансы отечественного законодательства, ведь при несоблюдении требований нормативных актов в утверждении схемы могут отказать.

Чтобы получить качественно выполненную схему, полностью соответствующую требованиям закона, лучше обратиться к специалистам. Заказав изготовление документа у кадастрового инженера, можно сэкономить немало времени и сил, а также свести к минимуму финансовые затраты.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/granitsy/opisanie-shemy

Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 июня 2011 г. N 267

Описание границ участка

Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 июня 2011 г. N 267
“Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства”

16 сентября 2016 г., 6 апреля 2018 г.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ “О землеустройстве” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2582; 2005, N 30, ст. 3098; 2006, N 50, ст. 5279; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.28.

6 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст.

 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488; 2010, N 5, ст. 532; N 9, ст. 960; N 10, ст. 1085; N 19, ст. 2324; N 21, ст. 2602; N 26, ст. 3350; N 40, ст. 5068; N 41, ст. 5240; N 45, ст. 5860; N 52, ст. 7104; 2011, N 6, ст. 888; N 9, ст. 1251; N 12, ст. 1640; N 14, ст. 1935; N 15, ст.

 2131; N 17, ст. 2411, ст. 2424), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 июля 2011 г.
Регистрационный N 21318

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства

16 сентября 2016 г., 6 апреля 2018 г.

1. Настоящий Порядок определяет правила описания местоположения границ территорий субъектов Российской Федерации, границ территорий муниципальных образований, а также границ частей указанных территорий (далее – объекты землеустройства).

2.

Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

3. Местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – установленная система координат).

4. Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости, принятой на территории, на которой размещается граница объекта землеустройства.

Если часть границы объекта землеустройства совпадает с частью границы учтенного в Едином государственном реестре недвижимости земельного участка, то в качестве описания местоположения такой части границы объекта землеустройства принимается указанная часть границы земельного участка, за исключением случаев, если сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.

5. Описание местоположения границ объектов землеустройства может осуществляться с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах объектов землеустройства или с целью изменения (уточнения) сведений о границах объектов землеустройства, которые ранее были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5.1. Описание местоположения границ объектов землеустройства, которое осуществляется с целью внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости, может производиться как в отношении всей границы объекта землеустройства, так и в отношении части (частей) его границы. Описание границы объекта землеустройства может быть представлено в виде:

– одного замкнутого контура (полигона);

– нескольких замкнутых контуров (полигонов);

– отрезков прямых или ломаных линий.

5.2. Включенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах объекта землеустройства могут изменяться (уточняться):

– по результатам кадастровых работ в отношении границ земельного участка (участков), если часть границы объекта землеустройства должна совпадать с частью границы указанного земельного участка, при условии, что граница такого земельного участка определялась с более высокой точностью, чем граница объекта землеустройства;

– по результатам работ по установлению на местности границ объектов землеустройства;

– в случаях изменения описания местоположения границ объектов землеустройства или прохождения Государственной границы Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования.

6.3. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями о таких земельных участках.

6.4. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

6.5. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

7. При описании местоположения административных границ дополнительно составляется текстовое описание местоположения административной границы относительно природных и созданных трудом человека объектов (базисов). При выборе базисов принимается во внимание обеспечение их долговременной сохранности.

Количество точек, в которых изменяется текстовое описание местоположения границ объекта землеустройства, и количество характерных точек границ может не совпадать.

Текстовое описание местоположения границ может составляться в отношении других объектов землеустройства, если предусмотрено соответствующим договором подряда.

8. В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства.

Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.

N 621 “Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению”*.

При описании местоположения границ объекта землеустройства карта (план) объекта землеустройства составляется на территорию, не превышающую одного кадастрового округа.

Сведения о земельных участках, расположенных в границах объекта землеустройства, в карту (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленную в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, не включаются.

Текстовое описание местоположения границы объекта землеустройства включается в состав карты (плана) объекта землеустройства в графу “Описание прохождения части границ” реквизита “Сведения о частях границ объекта землеустройства” раздела “Сведения о местоположении границ объекта землеустройства”.

Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, используются материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее.

Абзацы 6 и 7 утратили силу с 9 июля 2018 г. – Приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 г. N 177

9. Материалы, полученные в результате выполнения

землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.

В землеустроительное дело включаются:

– титульный лист;

– содержание;

– пояснительная записка;

– документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов), указанные в пункте 2 настоящего Порядка;

– карта (план) объекта землеустройства.

Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Порядок дополнен пунктом 10 с 9 июля 2018 г. – Приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 г. N 177

10. При описании местоположения границ между субъектами Российской Федерации в результате установления (изменения) таких границ соответствующая граница описывается в установленных системах координат.

Карта (план) объекта землеустройства составляется в отношении границы между субъектами Российской Федерации с учетом необходимости внесения сведений о такой границе в соответствующие смежные кадастровые округа в двух экземплярах с указанием координат характерных точек в системе координат каждого из смежных кадастровых округов.

В случае если местоположение характерных точек границы между субъектами Российской Федерации определялось также в единой государственной системе координат, список координат характерных точек такой границы, определенных в единой государственной системе координат, включается в землеустроительное дело, сформированное в отношении данной границы.

Составленная в отношении границы между субъектами Российской Федерации карта (план) объекта землеустройства согласовывается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении которых устанавливалась (уточнялась) граница между субъектами Российской Федерации.

В землеустроительное дело, скомплектованное в двух экземплярах по результатам землеустроительных работ по описанию местоположения границы между субъектами Российской Федерации, помещаются два экземпляра согласованной указанными органами государственной власти карты (плана) объекта землеустройства, составленной в системе координат каждого из смежных кадастровых округов. Землеустроительное дело в двух экземплярах передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4038.

Источник: https://base.garant.ru/12188046/

Что такое границы земельного участка. Понятие и значение

Описание границ участка

Здравствуйте, уважаемые посетители.

В статье разберем понятие границ земельного участка и их значение на практике, как основной характеристики земельного участка.

Достаточно часто ко мне обращаются владельцы участков с различными неприятными ситуациями по границам. Беседуя с людьми, я вижу, что большинство проблем возникает именно из-за неправильного понимания сути вопроса.

При определении понятия границ земельных участков в законодательстве используется формулировка «описание местоположения границ» (пп. 3 п. 4 ст. 8, п. 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

Границы земельного участка — это описание конкретного места на земной поверхности, где фактически расположен участок.

Границы земельного участка описываются посредством определения координат его характерных (поворотных) точек. Координаты характерных (поворотных) точек называются сведениями об описании местоположения границ земельного участка. Сведения об описании местоположения границ вносятся в единый государственный реестр недвижимости и относятся к основным сведениям о земельном участке.

Это немного сложно для понимания, поэтому объясню на наглядном примере.

Любой земельный участок имеет конфигурацию, которая представляет собой одну из геометрических фигур — квадрат, прямоугольник, трапеция и т.п. На картинке ниже изображен участок с конфигурацией квадрата. Цифрами 1, 2, 3, 4 отмечены углы земельного участка.

Один угол земельного участка — это одна характерная (поворотная) точка. Для того, что бы получить сведения об описании местоположения границ этого земельного участка, нужно определить координаты каждого из его углов.

Характерные (поворотные) точки и прямые линии между ними и есть границы земельного участка — то есть описание его местоположения на земной поверхности. А сведениями об описании местоположения границ участка будут являться координаты всех характерных (поворотных) точек или углов земельного участка. Сколько углов, столько и координат.

Координаты характерных (поворотных) точек определяются по аналогии с широтой и долготой и имеют координаты по оси X и координаты по оси Y.

Пример указания координат характерной (поворотной) точки:

Вот так будут выглядеть сведения об описании местоположения границ нашего примера:

На картине указаны четыре характерных (поворотных) точки, каждая из которых имеет свои координаты по оси X и по оси Y, и соединены между собой прямыми линиями. Точки и линии в совокупности представляют собой описание местоположения границ участка на местности.

Прямые линии между характерными (поворотными) точками каких-либо собственных координат не имеют. Поэтому, сведениями об описании местоположения границ земельного участка являются только координаты характерных (поворотных) точек.

Координаты характерных (поворотных) точек, внесенные в ЕГРН, законом и определяются как граница земельного участка. В судебной практике такую границу называют юридической или реестровой.

Визуальное изображение юридической (реестровой) границы, сведения о которой внесены в ЕГРН, отображаются на кадастровой карте и выглядят следующим образом:

Именно так границы земельных участков выглядят во всех современных землеустроительных документах и в таком виде сведения о них вносятся в ЕГРН.

Координаты характерных точек определяются в процессе кадастровых работ специальным геодезическим оборудованием. Каким-либо иным способом их определить невозможно.

Метод определения координат различается в зависимости от самого земельного участка.

Если участок является ранее предоставленным и необходимо уточнить его границы — то характерными точками могут являться все углы ограждения земельного участка.

Если участок лишь предстоит образовать — то его характерные точки определяются по желанию заинтересованного лица с учетом особенностей местности, конфигурации смежных участков, требований закона и т. д.

2. Что такое фактические границы земельного участка

Фактическая граница земельного участка – это существующие на местности объекты искусственного происхождения (заборы, столбы, стены домов или хозяйственных построек, дороги, проезды и т. д.) или естественного происхождения (лесополосы, овраги, реки и т. п.), которые визуально отделяют один участок от других и позволяют определить его на местности.

Забор, ограждающий участок по периметру — самый простой пример фактической границы:

Юридическая и фактическая граница земельного участка это не одно и тоже.

Фактическая граница выполняет роль межевого знака — то есть объекта, который закрепляет на местности юридическую границу участка и служит ее визуальным отображением.

Юридическая граница (если она является достоверной и определена в соответствии с законом) первична по отношению к фактической. Если внесенные в ЕГРН сведения об описании местоположении границ земельного участка не соответствуют его фактическим границам (например, забору), то приоритет будет отдаваться именно этим сведениям.

Однако, большинство собственников земельных участков под границей понимают именно фактическую границу (заборы, стены домов и т. д.), а не описание местоположения границ земельного участка, сведения о которой внесены в ЕГРН.

В этом и заключается основная проблема.

Несмотря на то, что кадастровый учет земельных участков введен более 10 лет назад, многие землевладельцы до сих пор считают, что если им в «седые» 90-е выдали участок, который они огородили забором (или участок огорожен лесом/рекой/оврагом), то этого достаточно и никто не покуситься на их землю. При этом не понимая, что понимает под границами земельного участка закон.

А с точки зрения закона, участок считается имеющим границы лишь тогда, когда сведения об описании местоположения его границ внесены в ЕГРН. Соответственно и местоположение земельного участка на местности считается определенным (уточненным) только при внесенных в ЕГРН сведениях о его границах.

Пример из практики

Мне приходилось защищать интересы фермера, в 1993 году получившего земельный участок для ведения с/х деятельности, и который до 2016 года никаким образом не пытался привести его правовой статус в соответствии с требованиями действующего законодательства. Участок даже не стоял на кадастровом учете, как ранее учтенный. Его просто забыли туда внести. Соответственно и описания местоположения границ этого участка в кадастре недвижимости не было.

В один прекрасный момент, приехав после зимы на «свой» участок, он увидел совершенно чужие трактора, которые бодро этот самый участок распахивали.

Были длительные разборки, махания кулаками, многочисленные письма в прокуратуру, администрацию, Росреестр, президенту и иже с ними. И ожидаемые ответы в стиле: «Участок отняли? Даааа? Хм…ну идите в суд!».

Думаю вы уже догадались, что на все свои аргументы о принадлежности ему этого кусочка земли, в ответ фермер получал кадастровый паспорт и фразу «Вот видишь – здесь границы моего участка! А где твой документ с границами?». Показать что-нибудь в ответ было нечего.

И если с землями под жилую застройку в аналогичных ситуациях доказать фактическое местоположение участка не так сложно, то с земельными участками под сельхозназначение – это просто беда. А в большинстве случае просто мертвое занятие.

В процессе работы над проблемой мы выяснили, что на месте участка доверителя были выделены земельные паи из ближайшего единого сельскохозяйственного землепользования. Кадастровый инженер, не увидев на публичной кадастровой карте никаких границ, с чистой совестью посчитал эту местность не занятую никем – и произвел выделение паев на этом месте.

Должен признать, что кадастрового инженера здесь упрекнуть сложно. Ведь он, как и все остальные, ориентировался на данные официального реестра – государственного кадастра недвижимости. А раз ничего нет – значит будет.

Эта история закончилась вполне благополучно. Кадастровый учет земельных паев был оспорен, а участок клиента через, простите, танцы с бубном, был поставлен на учет как ранее учтенный. В последствие, сведения о границах участка были уточнены и внесены в государственный кадастр недвижимости.

Если в отношении земельного участка в ЕГРН не внесены сведения о его границах, то велика вероятность определения на его месте границ чужих участков. От частичного наложения, до полного занятия.

Беда таких ситуаций в том, что даже у опытных юристов далеко не всегда получается найти из них выход и защитить интересы пострадавших.

Споры о границах, несмотря на кажущуюся простоту, являются одними из самых сложных в земельной практике. В большей степени потому, что не всегда удается получить достаточно доказательств для защиты своей позиции.

Cудебная практика знает тысячи случаев, когда в спорных ситуациях землевладельцы проигрывали дела и лишались своей земли.

Именно поэтому, очень важно иметь правильное представление о том, что такое границы земельного участка.

3. О границах участков с декларированной площадью

На всем протяжении становления российского земельного права система координат, в которых определялись координаты характерных точек границ участков, постоянно изменялись. Изменялись также и требования к точности определения этих координат, от чего напрямую зависит их погрешность.

В настоящее время, в отношении львиной доли ранее учтенных земельных участков в ЕГРН внесены сведения о их границах. Но такие границы определены не с нормативной точностью, имеют большую погрешность и почти всегда не соответствуют реальным границам участков.

Такие участки легко определить — на публичной кадастровой карте их площадь имеет статус «декларированная». Как определить декларированную площадь я писал в другой статье.

Границы подобных участков определялись по результатам массовой инвентаризации земель муниципальными образованиями. Инвентаризация делалась двумя методами — аэрофотосъемкой с самолета или по спутниковым картам. Разглядеть реальные границы существующих участков в обоих случаях — мероприятие хоть и увлекательное, но крайне далекое от достоверности.

Поэтому, результаты такой инвентаризации много лет повергают в шок собственников земельных участков, которые внезапно выясняют, что границы их участков в ЕГРН описаны совершенно не там, где они расположены в реальности. Или конфигурация участков изображается неверно. Или имеет место существенное смещение одной из границ участка.

В отношении подобных участков обязательно нужно проводить кадастровые работы по уточнению их границ на местности в соответствии с действующим законодательством. Оставлять границы участка в таком состоянии я не рекомендую, так как это может повлечь за собой много спорных ситуаций.

Если вы являетесь правообладателем земельного участка, полученного в нелегкие годы становления российской демократии, и никогда не занимались оформлением его границ – сейчас самое время подумать об этом. Жизнь не стоит на месте.

Тема границ земельных участков продолжена в следующих статьях:

Источник: https://jurist-goraynov.ru/chto-takoe-granicy-zemelnogo-uchastka/

Что такое границы земельного участка, как они формируются и оформляются, и где можно узнать свою межу?

Описание границ участка

Границей участка называют линию, которая разделяет территорию и позволяет выделить ее как объект относительно разноплановых субъектов. Нередко между соседями, а также собственником и государством возникают споры даже из-за квадратных миллиметров земли. Поэтому в этой статье поговорим о том, как посмотреть, определить, согласовать земельные границы.

Как посмотреть границы участка по координатам, кадастровому номеру онлайн

Сделать это можно, узнав территориальные координаты земли на публичной кадастровой карте. Для этого необходимо выполнить определенные действия.

  1. Зайти на сайт https://pkk5.rosreestr.ru/.
  2. Нажать на значок лупы в левом верхнем углу экрана.
  3. Ввести кадастровый номер интересующего объекта.
  4. Появится необходимая информация.

Справка! Если не известен кадастровый номер, можно найти объект вручную на карте, при условии, что известно, где он находится.

Для чего нужна план-схема?

Этот кадастровый документ, составленный кадастровым инженером в период межевания территории является обязательным и входит в состав межевого дела. План-схема содержит информацию о важных параметрах участка.

Он позволяет с достоверной точностью определить границы земли и является доказательством владения имущества.

В план-схеме отображаются следующие моменты:

  • координаты поворотных точек;
  • общая площадь и описание участка;
  • различные приложения.

Помимо подтверждения земельной собственности в спорных ситуациях план-схема может пригодиться владельцу при желании установить забор. Чтобы в будущем не возникало вопросов, необходимо возводить ограду строго по плану.

Процесс определения

Каждый земельный участок (ЗУ) должен быть поставлен на кадастровый учет. В процессе выполнения этого требования происходит определение границ. Для постановки на учет необходимо:

  • подготовить ряд документов (паспорт заявителя, документ, подтверждающий право собственности, план ЗУ);
  • собрать данные о собственниках соседних участков, с которыми есть общие границ;
  • получить их согласие на утверждение плана границы;
  • составить акт межевания.

Помочь в этом вопросе на начальном уровне поможет ответственный по кварталу или району, где планируется определение границ.

Изменение

Важно! Если ЗУ еще не стоит на учете, изменить его границы невозможно.

Для совершения процедуры изменения границ необходимо обратиться к специалисту с лицензией – кадастровому инженеру. Владельцу ЗУ нужно выполнить ряд действий.

  1. Вызвать кадастрового инженера для произведения замеров.
  2. Обеспечить присутствие собственников соседних участков.
  3. Подготовить для инженера все юридические и технические документы, касающиеся земли.

Специалист на месте производит замеры, согласуя с соседями, документирует их. Через некоторое время, оговоренное в договоре, кадастровый инженер выдает владельцу межевой план, с которым уже можно обращаться в регистрирующие органы.

Согласование

Акт согласования границ ЗУ является неотъемлемой частью межевого дела. Как и в случае с изменением, без кадастрового инженера не обойтись. Процедура согласования является аналогичной, однако, хотелось бы ее описать поточнее.

  • Владелец обращается в геодезическую контору, где заключает с ней договор и оговаривает все тонкости.
  • Далее он извещает в письменном виде всех владельцев смежных участков о прибытии специалиста не менее, чем за 30 дней.
  • В назначенную дату кадастровый инженер прибывает на измеряемый ЗУ, производит замеры, оговаривает согласие с соседями.
  • Владелец получает на руки акт согласования.

Иногда могут возникать разногласия у собственников участков по поводу местонахождения границ. Если не получается договориться самостоятельно, придется обращаться к юристу.

Для чего нужен акт согласования

Данный документ в первую очередь является подтверждением обоюдного согласия смежных участков о местонахождении границы.

Также, как уже говорилось, акт согласования входит в обязательном порядке в состав межевого дела. Оно в свою очередь является важным документом, без которого не поставить участок на кадастровый учет.

Когда нужно проводить уточнение

Основной причиной является расхождение в кадастровых документах и ситуации на деле. Случаи могут быть следующие:

  • нет информации о точном расположении ЗУ;
  • нет достоверных данных об однозначном положении поворотных точек;
  • нет сведений о поворотных точках в заданной точности.

Также причины могут быть и такими:

Подробнее об уточнение местоположения границ земельного участка с увеличением и уменьшением площади.

Для чего делается вынос границ

Вынос границ ЗУ – это выделение территории межевыми знаками. В результате такой процедуры появляется наглядность, поскольку:

  • установлены точные границы;
  • зафиксирована достоверная площадь;
  • актуализировано местоположение в общем массиве;
  • видна форма.

Необходимо выносить границы в следующих случаях:

  • нет забора;
  • при покупке или продаже ЗУ;
  • если есть сомнения в правильности установки ограды;
  • смена статуса участка.

Подробней о том для чего нужен вынос границ в натуру на местности и как он проводится.

Что такое смежные границы?

Смежные границы ЗУ – это границы, замеренные в результате кадастровых работ, характеризуются координатами поворотных точек, обозначенных межевыми знаками, и зафиксированные в межевом плане. Такие границы определяют положение выделенного участка относительно общего массива.

Есть определенная классификация границ.

  1. Фактическая. Часто в ее роли выступает ограждение.
  2. Кадастровая. Она занесена в кадастровые документы и может быть двух видов:
    • декларированная. Имеет приблизительные значения;
    • геодезическая. Содержит точные координаты.

Формирование земельных участков под МКД

Земельные отношения в таких случаях регулируются Земельным, Градостроительным и Жилищным кодексами.

Размеры участка рассчитываются, исходя из реальных объемов землепользования и существующих правил градостроения.

Границы ЗУ возводятся по естественным границам смежных земель и проездам, учитываются транспортные и инженерные системы. Определение нормативной площади производится с учетом следующего:

  • плотность застройки района;
  • транспортная развязка;
  • общую площадь всех помещений в доме;
  • этажность дома.

Оформление земли под многоквартирным домом имеет долгий путь. Это должно быть коллективное решение, принятое в ходе собрания жильцов, в ходе которого ведётся протокол. На собрании необходимо выбрать ответственного, который займется этим вопросом. Он подает заявление о формировании ЗУ в органы местного самоуправления.

Затем разрабатывается и утверждается план границ, органы осуществляют формирование ЗУ. Если на занимаемой домом территории нет границ, происходит процедура межевания, на ее основе принимается решение передачи земли в общую долевую собственность жильцов. Право собственности наступает с даты проведения кадастрового учета и закрепляется в Госрегистрации права.

Земельные споры

Большинство земельных споров возникает из-за того, что участки не подлежали кадастровому учету и определение четких границ является невозможным, поскольку если они и есть, то являются декларированными.

В таких случаях разрешение конфликта происходит посредством суда. Установление границ происходит на основе сравнения фактических границ участка и отображенных в документе, подтверждающем собственность.

Если же у обеих сторон спора есть кадастровые документы, то на основе координат поворотных точек, границы могут быть установлены как в судебном порядке, так и в частном.

Наложение

Наложение границ ЗУ – это ошибочное расположение границ участков, в результате которого происходит ущемление прав одного или нескольких собственников земли.

Главной опасностью такой ошибки является то, что из-за тесного расположения ЗУ, граница редко едет между двумя участками, как правило, смещается вся линия массива.

Причинами такого искажения может быть техническая ошибка при внесении данных в кадастровые документы, либо промах при межевании.

Если владелец обнаружил наложение границ, необходимо составить заявление об ее обнаружении и обратиться в местное отделение кадастра.

Что делать при нарушениях?

Если возникло ощущение, что границы были нарушены, для начала стоит обратиться в кадастровую службу, чтобы та произвела межевание. Возможно разрешение ситуации посредством составления акта согласования.

При невозможности развития такого сценария, придется решать проблему в судебном порядке. В ходе рассмотрения дела будут браться во внимание следующее:

  • документы, подтверждающие права на участок с его планом;
  • местонахождение забора между участками;
  • наличие акта согласования границ;
  • результаты геодезических замеров.

Если же граница была нарушена умышленно, а не в случае возникновения ошибки, к вышеперечисленным моментам добавляются показания очевидцев о перемещении забора.

Внимание! Обращаясь в суд по вопросу нарушения границы, нужно быть готовым к тому, что может обнаружиться неправильное возведение забора на собственном участке.

Восстановление границ

Восстановление границ необходимо в случае подтверждения того, что они были нарушены, а также для устранения препятствий пользования участком. Осуществляется оно двумя способами:

  • составлением акта согласования границ;
  • через суд.

Ниже вы можете посмотреть более подробное видео по этой теме:

Отступы по СНиП

Данный вопрос регулируется следующими документами:

Учет отступов от начала участка ведется с поправкой на наличие окон в постройках.

  1. Если часть построек не имеет окон, то разрешено производить постройку зданий так, чтобы обеспечивалось хорошее освещение на высоте 6 метров и выше.
  2. Если возникает ситуация, где возможно сопряжение с ЗУ, который находится в городской черте, градостроительным законодательством не предусмотрено наличие отступов.
  3. Если в зданиях имеются окна, разрешены постройки на отрезке, который гарантирует отличный просвет на высоте 6 метров с любой точки территории, с четко отделенными строениями общего назначения, допускается возведение построек не меньше чем в 10 метров.
  4. Если ЗУ, где планируется застройка строения с окнами, включающего в себя не более одного этажа, находится рядом с уже существующими зданиями, расстояние между ними должно быть не более трех метров. При этом это минимальный отступ, в большую сторону он может быть увеличен по желанию застройщика.

В заключении хотелось бы отметить, что для того, чтобы установить забор на участке раз и навсегда без перспектив переноса или сноса, нужно это делать в соответствии с план-схемой участка.

Также желательно иметь акт согласования границ.

Однако, чтобы быть в курсе всех тонкостей возведения оград, нужно держать руку на пульсе, поскольку каждый год происходят обновления в законодательной базе.

Источник: https://georeestr.com/zemelnyj-uchastok/kadastrovye-raboty/mezhevanie/utochnenie-granits/chto-takoe-granitsy-zu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.