Оплата жилья по договору социального найма

Плата за наем жилья по договору найма жилищного фонда социспользования

Оплата жилья по договору социального найма
Энциклопедия МИП » Жилищное право » Коммунальные услуги » Плата за наем жилья по договору найма жилищного фонда социспользования

Как рассчитывается плата за наем по договору соцнайма, за что платит арендатор и как происходит тарификация предоставляемых услуг?

К особенностям договоров найма относится то, что одной из сторон соглашения (собственником помещениячастного жилфонда) являются органы госвласти либо уполномоченные организации, которые выступают от имени РФ как собственники жилплощади (ст. 91.2 ЖК РФ).

Вследствие этого условия оплаты за аренду жилплощади по договору соцнайма отличаются от условий оплаты стандартного соглашения по аренде жилья. Как рассчитывается плата за наем по договору соцнайма, за что платит арендатор и как происходит тарификация предоставляемых услуг?

Определение размера оплаты по договору соцнайма

Статья 67 ЖК устанавливает важнейшую обязанность нанимателя – своевременный расчет за наем помещения ипредоставленные услуги. Как правило, оплата должна осуществляться не позже 10 числа месяца, следующего за прожитым. Договором могут быть установлены иные сроки расчетов за проживание.

В какой форме и в каком размере будет осуществляться плата по договору найма жилья, должно оговариваться сторонами до подписания соответствующего договора и указываться в самом соглашении.

Размеры оплаты, согласно жилищному законодательству, определяются органами госвласти, местными органами самоуправления инаймодателем на основании договоров об освоении территории.

Согласно Постановлению от 12 декабря 2014 года №1356, объем оплаты определяется из расчета за один метрквадратный от общей площади помещения.

В марте 2015 г. установлен граничный максимальный размер оплаты, которую муниципалитет может взимать зааренду жилых помещений. Установленный размер за аренду жилья может изменяться не чаще 1 раза на протяжении 3 лет (без учета процесса индексации).

Что включается в плату за наем жилого помещения

Одним из существенных отличий между соглашениями об аренде жилого помещения из жилфонда социспользования и соглашениями о найме является размер оплаты за жилплощадь и предоставляемые услуги.

Так, согласно ч. 1.1 ст. 154 и ч. 2 ст. 156.1 ЖК, плата за аренду жилого помещения и за услуги по договорам найма жилфонда социспользования включае оплату за аренду жилплощади и за коммунальные услуги.

Оплату за аренду жилплощади включает в себя выплаты:

  • связанные с приобретением, строительством или реконструкцией дома социспользования;
  • связанные с содержанием и текущим ремонтом квартиры;
  • на капитальный ремонт дома социспользования;
  • другие законодательно установленные расходы.

Проживание в квартире, предоставленной по соглашению найма объектов жилфонда социспользования, обходится нанимателям дороже, чем по договорам соцнайма. Такая плата не является символической, как при аренде социального жилья. Размер платы устанавливается из расчета компенсации всех издержек из бюджета и затрат на строительство дома.

Предоставляемые услуги также полностью оплачиваются нанимателями. В результате не требуется выделятьбюджетные средства на капитальный и текущий ремонты, на содержание здания. По предварительным данным, установленный размер платы позволяет окупить затраты, связанные с приобретением или постройкой домовсоциального использования через 25 лет.

Расчет платы за пользование жильем

Постановлением Правительства от 12.12.2014 №1356 определен новый порядокиндексации расчета за соцнаем жилых помещений по договору социального найма жилфонда соцального использования. 

Так, в размер платы по договору соцнайма жилых помещений входят:

  • расходы на приобретение и строительство помещения (строительно-монтажные работы, приобретение прав собственности, аренда, приобретение права на аренду земучастка, подготовка проектной документации,экспертиза, работы по строительству системы инженерно-технических сетей, расходы на подключение дома кинженерно-техническим сетям, расходы на благоустройство и так далее);
  • расходы на капитальные ремонтные работы, на само содержание здания социального использования;
  • расходы на оборудование бытовых помещений; расходы по укомплектованию жилого помещения техникой, мебелью, предметами обихода;
  • расходы по оплате кредитных процентов;
  • расходы, связанные с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • расходы на возмещение господдержки при создании и эксплуатации дома социального пользования.

Изменение платы, установленной соглашением

Размер оплаты, указанный в договоре, может быть изменен наймодателем, но не чаще одного раза в 3 года. Исключение составляет ежегодная индексация. При изменении платы по договору найма жилого помещениясобственник должен сообщить нанимателю об этом за три месяца.

В свою очередь, обязанностью нанимателя является информирование собственника об изменениях условий, которые дают право пользоваться жилплощадью по договору социального найма. К примеру, при повышении доходов нанимателей (что является основанием для пересмотра условий договора), последний должен проинформировать вторую сторону о таких изменениях в течение 10 дней со дня увеличения доходов.

Кроме прочего, изменение размеров оплаты за жилье по договору социального найма происходит в результате приватизации жилья.

Снятие начисления за услуги социального найма жилплощади и другие начисления должны проводиться с момента выдачи документа о госрегистрации прав собственности на квартиру. Если в квитанцию включают вышеуказанные начисления, но жилое помещение является собственностью лица, следует обратиться вотделение ЕРЦ (Единый Расчетный Центр) с заявлением, паспортом, документами о праве собственности.

Коммунальные услуги: состав и порядок расчета

Кроме оплаты за использование жилого помещения, плата по согласшениям социального найма включает также оплату предоставляемых услуг.

Размер фактически потребленных услуг определяется на основании показаний учетного прибора(индивидуального или коллективного). В его отсутствие в расчет принимается норматив потребления,утвержденный госорганами (нормативы потребления электро- и газоснабжения) и местными органами самоуправления.

В России существует два вида учета потребления услуг:

  • Учет поставляемых ЖКХ услуг согласно установленному на доме коллективному счетчику. Расчет происходит таким образом: от показателей общего счетчика отнимаются показания индивидуальных учетных приборов и вычитаются приблизительные услуги, предоставленные для нежилых помещений (к примеру, в зданиинаходятся офисные помещения или магазин). Итог «разбрасывают» на потребителей в зависимости от метража жилого помещения.
  • Учет услуг при отсутствии общедомового счетчика. В этом случае норматив множится на общую площадьздания. Результат распределяют также в зависимости от метража жилого помещения.

Нормативы потребляемых услуг

С 1 января 2016 года для тех граждан, у кого не установлены учетные приборы, нормативы увеличились наповышающий коэффициент. Но это относится к потребителям, которые имеют техническую возможность для установки счетчиков, но не устанавливают их.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2014 №1380, размер повышающего коэффициентасоставляет: 

Источник: https://advokat-malov.ru/kommunalnye-uslugi/plata-za-naem-zhilya-po-dogovoru-najma-zhilishhnogo-fonda-socispolzovaniya.html

Размер оплаты жилья и коммунальных услуг по договору социального найма

Оплата жилья по договору социального найма

Социальный наем жилого помещения осуществляется за плату, которая складывается из нескольких составляющих.

Размер, порядок осуществления расчета за пользование жилплощадью по соглашению социального найма, установлен законодательно и обязателен для всех нанимателей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-90-72. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Об основаниях и порядке получения жилой площади по договору социального найма можно узнать из нашей статьи.

Нормативная основа

Главным, регулирующим все возникающие правоотношения в данной сфере документом считается ЖК РФ. Кроме него Постановление РФ от 12.12. 2014 г. N 1356 содержит определения правил и порядков расчета платы за наем помещений на основе социального договора.

Существуют местные и региональные документы, которые конкретизируют размеры и порядки взимания денежных средств в данном конкретном регионе.

О том, как заключить договор социального найма жилого помещения, а также об основаниях расторжения договора, читайте на нашем сайте.

Из чего состоит?

За что взимается плата?

Из законов, регулирующих порядок взимания денежных средств за предоставление жилплощади и услуг коммунального характера, следует, что она складывается из:

  • платежа за пользование жилплощадью. Здесь подразумевается непосредственно внесение денежных средств за то, что помещение предоставляется для проживания;
  • деньги за коммунальные услуги. Этот показатель сильно варьируется в зависимости от того, сколько именно ресурсов (электроэнергии, воды, газа и т.д.) затрачивает наниматель;
  • счета за текущий ремонт.

Стандартно общая сумма платы складывается из перечисленных частей. Размер выплат не устанавливается случайно и необоснованно.

Существует определенный порядок расчета платы за найм муниципального жилья, требования к взиманию платежей.

Об основаниях для выписки, выселения и переселения из муниципального жилья читайте в нашей статье.

Кем устанавливается?

Общая сумма оплаты жилья и коммунальных услуг по договору социального найма устанавливается в соответствии с одним из вариантов:

  • органом государственной власти;
  • органом местного самоуправления;
  • непосредственно наймодателем, после согласования с компетентным органом.

На практике это означает, что первоначальная стоимость за предоставление недвижимости прописывается в договоре. Нанимателю при заключении соответствующего соглашения лучше сразу обратить внимание на размер платежа.

Изменяться он может не более одного раза на протяжение 3 лет. Однако это не относится к такому общеэкономическому явлению, как индексация. Она может сказываться на общей сумме платы за жилье.

Таким образом, наймодатель имеет право повышать цену по договору социального найма, однако, на условиях, определенных законом.

Возмещение же стоимости за коммунальные услуги производится в соответствии с общими тарифами, установленными за пользование тем или иным ресурсом.

Узнайте на нашем сайте о том, можно ли поменять или сдать в аренду квартиру, полученную по договору социального найма.

Когда и кому рассчитываться?

Согласно статье 155, содержащейся в ЖК РФ, платеж обязательно должен быть внесен до 10 числа каждого нового месяца, который идет за истекшим. Однако иной порядок может быть прописан в договоре, тогда плата вносится в соответствии с установленным графиком.

Плательщик передает денежные средства за проживание в помещении по договору соцнайма непосредственно собственнику недвижимости. Им может быть муниципалитет или соответствующему государственному учреждению.

Кто освобождается от оплаты? Согласно п.9 статьи 156 Жилищного Кодекса России от внесения денежных средств за пользование жилым объектом государственной, а так же муниципальной собственности полностью освобождаются семьи, признанные малоимущими.

Малоимущими семьи признаются компетентными органами «на местах» на основе анализа дохода, приходящегося индивидуально на каждого члена семьи и иных важных показателей.

Однако платеж с малоимущих категорий граждан и семей не взимается только за пользование самим помещением, а коммунальные услуги обязательно оплачиваются даже ими.

Тарифы

Из чего складывается, и от чего зависит тариф за предоставление муниципального жилья? Тариф за предоставление муниципального жилья – одна из статей общей оплаты пользования таким жильем.

Она неравнозначна на территории всей страны или даже одного региона. Это определяется тем, что тариф определяется некоторыми критериями:

  • удобство расположения помещения;
  • комфортные условия;
  • благоустроенность и качество жилья;
  • занимаемая площадь.

Тариф устанавливается на 1 кв.м. площади жилища.

Однако закон определяет максимум и минимум такого платежа.

Кроме учета характеристик самой жилплощади, плата меньше в регионах, чем, например, в Москве.

Субсидии

Те, кто располагает жилплощадью на основании соглашения соцнайма, имеет право на получение субсидий. Они предоставляются на оплату самого найма и коммунальных услуг.

Субсидии полагаются некоторым категориям граждан, однако, основным критерием считается превышение допустимой доли оплаты за жилплощадь в составе доходов семьи.

Для того чтобы получить ее, необходимо предоставить в компетентный орган целый список документов. Это необходимо, чтобы установить состав семьи, доказать фактор нуждаемости в предоставлении субсидии и представить данные для ее получения.

В общем случае субсидии предоставляются сроком на 6 месяцев. Куда именно обращаться за получением, нужно узнать в органах местной администрации. Чаще всего этим занимаются специализированные отделы социальной защиты населения.

Сегодня заявитель имеет множество вариантов для подачи заявления на субсидии:

  • явиться самолично;
  • передать через доверенное лицо;
  • отправить почтовым отправлением;
  • передать по электронным каналам.

После получения заявления, его рассматривают в срок не более 10 дней. По итогам проделанной работы ответственный орган выносит решение:

  • отказать в выдаче;
  • удовлетворить просьбу.

Выдача субсидий происходит:

  • перечислением на счет получателя в банке;
  • на руки лично. Этот способ применим лишь в отношении граждан, не имеющих возможность по состоянию здоровья получать выплату самостоятельно.

Кому не предоставляются? Право на получение субсидии имеют далеко не все категории граждан. Среди тех, кому они не предоставляются:

  • лицам, которые проживают на занимаемой площади на основании договора поднайма;
  • гражданам, которые имеют задолженность за жилплощадь или услуги ЖКХ;
  • гражданам, чьи доходы не считаются недостающими для самостоятельного расчета за пользование помещением;

Таким образом, плата за пользование жилплощадью согласно договору социального найма взимается по нескольким составляющим. Туда входит и деньги за объем затраченных ресурсов, за ремонт и другие.

Однако малоимущие граждане и семьи освобождаются от одной составляющей – платы за пользование недвижимостью.

Кроме того, некоторые нуждающиеся категории граждан имеют право на субсидирование при условии подачи заявления, представления документов и соблюдения всех необходимых условий.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 
+7 (499) 938-90-72 (Москва)

+7 (812) 467-37-86 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravovoy-standart.ru/gilishnoe-pr/nedvigimost/kvartira/arenda-kv/snimaty/socnaem/plata.html

3 вида расходов, которые не должны оплачивать наниматели по договору соц. найма

Оплата жилья по договору социального найма

Иметь собственное жилье является роскошью, которой обладает далеко не каждый россиянин. Поэтому за неимением возможности иметь свое жилье, используется такой инструмент решения жилищного вопроса, как найм жилья у муниципалитета.

Проживание в квартире по социальному найму имеет ряд плюсов, такие как невысокая арендная плата, а также освобождение от бремени расходов, которые несет собственник жилья.

Однако, существуют ситуации, когда муниципалитет пользуется правовой безграмотностью и возлагает на нанимателя те расходы, которые должен оплачивать сам.

Ниже рассмотрим три категории платежа, которые, Вы как наниматель по договору соц. найма оплачивать не обязаны.

Повышающий коэффициент.

В предыдущей статье было рассмотрено, что такое повышающий коэффициент. Вкратце – это надбавка к размеру платы за коммунальные услуги, за неустановленные приборы учета.

На практике складывается следующая ситуация. Наниматели въезжают в квартиру / комнату, которая не оборудована приборами учета. Из-за этого им коммунальные платежи рассчитываются по нормативу и указанную сумму умножают на повышающий коэффициент, который составляет 1,5.

Таким образом, из-за бездействия властей, наниматели, которые, итак, находятся в непростом материальном положении, вынуждены переплачивать за воду и электричество.

Выходом из ситуации является обращение с требованием к муниципалитету об установке приборов учета, так как в соответствии с п. 81 Постановление правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. возложена на собственника помещения.

В случае отказа от установки приборов учета, обратиться в суд с иском к управляющей компании о понуждении совершения действия, а именно: осуществлять начисление повышающего коэффициента в адрес наймодателя (Администрация / гос. учреждение). Наймодатель в указанном случае привлекается как третья сторона.

Исковое заявление обосновывается следующими доводами.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении..» №261 от 23.11.2009 г. на собственников помещений, зданий и иных объектов возложена обязанность по установке и введению в эксплуатацию приборов учета электричества, воды, тепла.

Согласно п. 81 постановления Правительства № 354 собственник обязанность установить и осуществлять замену приборов учета.

За несвоевременную установку приборов учета ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ и п. 42 постановления Правительства РФ № 354 предусмотрена ответственность в виде начисления повышающего коэффициента.

Таким образом, следует, что действующим законодательством предусмотрены меры по экономическому стимулированию поведения собственника на установку приборов учета.

Однако, наниматели помещений не являются собственниками помещений, которые в силу своего положения не имеют права принимать решения по вопросу установке и обслуживания приборов учета и не должны оплачивать повышающий коэффициент, начисление которого вызвана не их бездействием.

Аналогичной позиции придерживается Верховный суд п. 26 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 4(2019) от 25.12.2019 г.

Плату за содержание жилья, в размере, превышающем муниципальный тариф.

Размер платы в соответствии с ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание жилья утверждается на общем собрании собственников. При этом собственники вправе установить любой размер ставки платы за содержание жилья, но не ниже муниципального тарифа.

Наниматели помещений не являются собственниками помещений, из-за чего не имеют права участвовать в ании и каким-либо образом повлиять на решение общего собрания.

Поэтому, раз наниматели не могут участвовать каким-либо образом в жизни дома, они не обязаны платить за те решения, которые были приняты на общем собрании.

В связи с чем, в Жилищном кодексе РФ, а именно в ч. 4 ст. 155 предусмотрено правило, что размер ставки платы за содержание жилья, в части превышающий муниципальный тариф, оплачивает наймодатель. То есть, если на общем собрании утвердили тариф в размере 20 рублей за 1 кв. м., а муниципальный тариф составляет 18 руб./кв. м., то разница оплачивается наймодателем из своего кармана.

Логика законодателя построена на том основании, что наймодатель как собственник может отстаивать свои интересы путем ания на собрании, оспаривании протоколов собственников и бездействие с его стороны рассматривается как согласие с мнением большинства. А если наймодатель согласен, то пусть и оплачивает.

Аналогичной позиции придерживается Верховный суд п. 25 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 4(2019) от 25.12.2019 г.

Плата дополнительных услуг.

Указанный раздел будет интересен только нанимателям, проживающим в новостройках. На практике среди управляющих компаний, обслуживающих жилищный фонд, существует практика по предложение дополнительных услуг, таких как охрана, видеонаблюдение, вывоз снега, озеленение и прочее.

Логика по указанному пункту аналогичная, как и с платой за содержание жилья. Наниматели не являются собственниками и поэтому никак не могут повлиять на принятие решения об оказании указанных. Поэтому, наймодатель как владелец помещения обязан проявлять активную позицию и отстаивать свои интересы, в том числе, если считает, что услуги необходимы – оплачивать их.

Однако, ситуация с дополнительными услугами неоднозначная, так как на практике, суды не всегда встают на сторону нанимателей и не возлагают оплату дополнительных услуг на наймодателей.

Итог.

Все три описанных случая объединены красной нитью, а именно принципом разделения обязанностей между собственником и нанимателем.

Получая квитанцию на руки и имея сомнения в обязанности её оплатить, задайте вопрос: «Кто это должен делать? Я или собственник?». Например, капитальный ремонт оплачивает собственник, а не наниматель.

Установку общедомового прибора учета также оплачивает собственник.

Описать и предвидеть все ситуации невозможно, но если Вы как наниматель не можете повлиять на ситуацию, а кто-то другой может, то путь кто-то другой и несет ответственность за свое решение.

У

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c9e7ebb24949900b295c13e/3-vida-rashodov-kotorye-ne-doljny-oplachivat-nanimateli-po-dogovoru-soc-naima-5e82390676040914a467bec0

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.