Определение местоположения границ земельного участка

Содержание

По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928

Определение местоположения границ земельного участка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В указанный в обращении период с 1 января 2012 года по 31 января 2013 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (с 1 января 2017 г. “О кадастровой деятельности”, далее – Закон N 221-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При этом значения таких координат должны были соответствовать установленным на основании Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется посредством уточнения координат характерных точек его границ.

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.), уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:

– при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

– при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

При этом Законом N 221-ФЗ не предусматривалось установление допустимых пределов изменения значений координат характерных точек границ земельного участка при их уточнении.

Согласно части 8 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) при уточнении границ земельного участка, их местоположение определялось исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при отсутствии таких документов в соответствии с иными документами, указанными в пункте 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее – Требования, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733), подтверждающими фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.

Документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

При этом в случае отсутствия указанных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.

) документов или отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение уточняемых границ земельного участка, согласно пункту 67 Требований их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В данном случае согласно пункту 67 Требований в разделе межевого плана “Заключение кадастрового инженера” в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Дополнительно отмечаем, что ответственность за внесенные в межевой план сведения несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и подготовленного кадастровым инженером межевого плана (статья 13, 14, 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Требования к подготовке межевого плана, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921.

Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Дополнительно отмечаем, что в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Согласно части 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

В связи с изложенным, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, не проводится.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

– собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

– пожизненного наследуемого владения;

– постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

– аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 Закона N 137-ФЗ;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Учитывая изложенное, заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (если такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет) являются:

орган местного самоуправления, если земельные участки находятся в муниципальной собственности или государственной собственности до ее разграничения в предусмотренных абзацами 2-5 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы федеральной исполнительной власти, если земельные участки находятся в федеральной собственности или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 6, 7 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если земельные участки находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 5, 8 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон) к муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Полномочия муниципального образования, в том числе на распоряжение земельными участками и участие в согласовании местоположения границ земельных участков определяются уставом такого муниципального образования.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ru

по состоянию на 06.07.2017

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456075915

Установление границ земельного участка в 2020 году: порядок определения, стоимость, процедура согласования

Определение местоположения границ земельного участка

Главным признаком любого земельного участка в России являются установленные внешние границы. Без прохождения подобной процедуры собственник может пользоваться землей, но у него нет возможности продать или подарить ее. Каким образом осуществляется процедура и что для этого требуется?

Установление границ земельного участка

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ, в качестве участка может быть признана только территория с определенными границами. Сведения о них должны содержаться в едином реестре недвижимости.

Если собственник не проходил такую процедуру, ему необходимо выполнить установление границ земельного участка.

Это позволит избежать различных неприятностей, таких как конфликтная ситуация с соседями (читайте, что делать если сосед захватил часть земельного участка) или проверяющей инстанцией. Также можно избежать возможного судебного разбирательства.

Согласно ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», сведения вносятся в единый реестр. Здесь систематизируются учетные данные в отношении всех объектов недвижимости. Разграничение осуществляют путем выявления координат их основных точек.

Определение

Установление границ представляет собой процедуру, которая требуется для постановки участка на кадастр. Работа заключается в сопоставлении с градостроительным планом, определении поворотных точек и сверке с другими объектами.

Если замеры выполнены без нарушения требований законодательства, надел индивидуализируется и формируется в качестве полноценного недвижимого объекта. Для определения внешней границы используются географические координаты, установленный адрес и местоположение земли.

Способы определения границ

Узнать границы земельных участков по кадастровому номеру можно на сайте Росреестра. Если они отсутствуют, необходимо воспользоваться одним из следующих способов:

  • пригласить кадастрового инженера;
  • получить информацию через интернет на сайте Росреестра;
  • запросить сведения в местной администрации или попросить документы у соседей;
  • на основании документации, если она имеется.

Если возникла потребность в определении границ, лучше обратиться к кадастровому инженеру. Он предоставляет свои услуги на платной основе, а по завершении работы выдает официальный акт.

По завершении процедуры документы подаются в ближайший отдел Росреестра. Здесь участок внесут в единую базу объектов недвижимости и прав собственности.

Ему присваивается новый кадастровый номер, а полученные сведения наносятся на карту.

В каких ситуациях необходимо установить границы земельного участка

Данные о границах земельного надела дают возможность определить местоположение существующего участка по отношению к смежным землям, искусственным и природным объектам. Для этого готовится межевой план. Ранее он не являлся обязательным документом. Но с 2018 года без него невозможно поставить землю на учет. Он может понадобиться в следующих ситуациях:

  • первоначальное формирование территории для последующей постановки на кадастровый учет;
  • дальнейшее использование как гражданами, так и компаниями;
  • проведение комплекса работ для установления, изменения категории и допустимого назначения земель;
  • полноценное распоряжение объектом имущества – продажа, дарение, обмен или передача по наследству (узнайте, как продать квартиру, полученную по наследству);
  • предотвращение конфликтных ситуаций с соседями;
  • в случае установленного несоответствия, если один или несколько участков еще формируются.

Внимание! Основная цель процедуры – установить и индивидуализировать конкретную территорию, обезопасить себя от юридических споров с собственниками соседних наделов.

Установление или первичное определение границ. Как понять, что нужно?

Все работы на местности осуществляют частные геодезисты при помощи сертифицированного оборудования. Это важно, так как любые погрешности могут привести к большому ущербу. Они действуют на основе закона и соответствующих разрешений.

Работы по первичному определению границ не такие простые, как это может показаться первоначально. Необходимо не только уточнить данные по конкретному участку, но и согласовать границы с соседями. Это исключит возникновение промежутков между наделами и предотвратит наложение линий.

Существенную роль имеет первичное измерение, которое позволяет обозначить территорию. Если оно выполнено правильно, уточнение границ не приведет к конфликтам. Но важно учесть, что в соответствии со СНИП собственник должен строить дом и другие капитальные объекты на определенном расстоянии от забора.

Может быть интересно: нормы отступа от дома до границ участка.

Процедура установления границ: к кому обращаться?

В первую очередь, необходимо подать документы и заявление установленного образца. Далее требуется акт согласования расположения границ. Он заключается в присутствии всех соседей по участку, с наделами которых он может граничить. Действующий порядок предполагает наличие отметок о их согласии с проведением межевания.

Выполняются следующие этапы:

  1. Подготовительный. На этом этапе происходит согласование работ и обсуждается их стоимость. Осуществляются проверка документов заказчика и подготовка проекта межевания.
  2. Геодезические работы. Участок требуется межевать на месте. Осуществляются полный замер территории, геодезическая съемка и определение границ в соответствии с представленными документами и расположением соседних наделов.
  3. Камеральные работы. Для их выполнения приглашают кадастрового инженера. Он составит план и согласует полученные сведения со сведениями из документов.

Кадастровый инженер заранее назначает дату, когда можно забрать готовый документ. В этот день необходимо явиться и получить его. Если все в порядке, подписывается акт приема-передачи выполненных работ. О готовности документа собственнику сообщат по телефону, который он оставляет во время согласования работ.

В результате работы можно оформить план, который необходимо предоставить в территориальный отдел Росреестра или МФЦ. Необходимо написать заявление и оплатить госпошлину.

Кем проводится установление границ

Чтобы запустить процесс межевания, необходимо располагать достаточным временем. Поиск компании следует начинать, когда вы будете свободны от других дел. Вся основная работа проводится на месте. Требуется присутствие следующих лиц:

  • собственника участка;
  • геодезической группы;
  • кадастрового инженера.

Собственник предоставляет на рассмотрение документы. Так как услуга может стоить немало, важно проверить репутацию компании и наличие разрешительной документации. Если работа не будет выполнена правильно, придется платить повторно. По завершении процедуры собственнику обязаны выдать соответствующий акт.

Необходимые документы

Для установления границ и проверки расположения участка владелец подает заявление. Вместе с ним предоставляется следующее:

  • паспорт владельца;
  • правоустанавливающая документация на собственность;
  • акт межевания;
  • разрешение на внесение изменений в сведения ГКН;
  • ситуационный план на земельный надел;
  • доверенность и паспорт доверенного лица, если личное присутствие владельца невозможно.

Стоимость работ

Цена на размежевание определяется в зависимости от различных факторов, среди которых выделяют регион расположения, размер и сложность работ. Также значение имеет наличие или отсутствие поворотных точек. Стоимость колеблется от 2 тыс. руб., если площадь составляет до гектара при восстановлении границ и до 25 тыс. руб. при межевании в процессе образования участка.

Что касается времени, оно определяется отдельно для каждого этапа:

  • на геодезическую съемку около 10 дней;
  • на топографическую съемку со спутника – 40 дней;
  • на предоставление документов – 5 дней;
  • на восстановление межевых знаков порядка 10 дней.

Если границы не установлены, чем это грозит?

Собственники часто считают, что согласовать границы можно позднее, когда понадобится продать участок. В действительности такой шаг приведет к негативным последствиям. Появится владелец ближайшего надела, который не будет согласен с местом установки забора.

Дело может дойти до районного суда, где будут запрошены документы на землю от обеих сторон. Если среди них нет межевого плана, правоту доказать не получится. Судья выпишет постановление на устранение нарушений. При этом он не обязан давать время на получение документов, так как отмежевать участок нужно было сразу.

Таким образом, земли нуждаются в определении границ, которые должны совпадать с имеющимися в реестре сведениями. Это позволит избежать проблем в будущем и четко знать, где заканчивается своя территория. Процедура выполняется однократно и не требует повторения.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/ustanovlenie-granits

Что такое границы земельного участка. Понятие и значение

Определение местоположения границ земельного участка

Здравствуйте, уважаемые посетители.

В статье разберем понятие границ земельного участка и их значение на практике, как основной характеристики земельного участка.

Достаточно часто ко мне обращаются владельцы участков с различными неприятными ситуациями по границам. Беседуя с людьми, я вижу, что большинство проблем возникает именно из-за неправильного понимания сути вопроса.

При определении понятия границ земельных участков в законодательстве используется формулировка «описание местоположения границ» (пп. 3 п. 4 ст. 8, п. 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

Границы земельного участка — это описание конкретного места на земной поверхности, где фактически расположен участок.

Границы земельного участка описываются посредством определения координат его характерных (поворотных) точек. Координаты характерных (поворотных) точек называются сведениями об описании местоположения границ земельного участка. Сведения об описании местоположения границ вносятся в единый государственный реестр недвижимости и относятся к основным сведениям о земельном участке.

Это немного сложно для понимания, поэтому объясню на наглядном примере.

Любой земельный участок имеет конфигурацию, которая представляет собой одну из геометрических фигур — квадрат, прямоугольник, трапеция и т.п. На картинке ниже изображен участок с конфигурацией квадрата. Цифрами 1, 2, 3, 4 отмечены углы земельного участка.

Один угол земельного участка — это одна характерная (поворотная) точка. Для того, что бы получить сведения об описании местоположения границ этого земельного участка, нужно определить координаты каждого из его углов.

Характерные (поворотные) точки и прямые линии между ними и есть границы земельного участка — то есть описание его местоположения на земной поверхности. А сведениями об описании местоположения границ участка будут являться координаты всех характерных (поворотных) точек или углов земельного участка. Сколько углов, столько и координат.

Координаты характерных (поворотных) точек определяются по аналогии с широтой и долготой и имеют координаты по оси X и координаты по оси Y.

Пример указания координат характерной (поворотной) точки:

Вот так будут выглядеть сведения об описании местоположения границ нашего примера:

На картине указаны четыре характерных (поворотных) точки, каждая из которых имеет свои координаты по оси X и по оси Y, и соединены между собой прямыми линиями. Точки и линии в совокупности представляют собой описание местоположения границ участка на местности.

Прямые линии между характерными (поворотными) точками каких-либо собственных координат не имеют. Поэтому, сведениями об описании местоположения границ земельного участка являются только координаты характерных (поворотных) точек.

Координаты характерных (поворотных) точек, внесенные в ЕГРН, законом и определяются как граница земельного участка. В судебной практике такую границу называют юридической или реестровой.

Визуальное изображение юридической (реестровой) границы, сведения о которой внесены в ЕГРН, отображаются на кадастровой карте и выглядят следующим образом:

Именно так границы земельных участков выглядят во всех современных землеустроительных документах и в таком виде сведения о них вносятся в ЕГРН.

Координаты характерных точек определяются в процессе кадастровых работ специальным геодезическим оборудованием. Каким-либо иным способом их определить невозможно.

Метод определения координат различается в зависимости от самого земельного участка.

Если участок является ранее предоставленным и необходимо уточнить его границы — то характерными точками могут являться все углы ограждения земельного участка.

Если участок лишь предстоит образовать — то его характерные точки определяются по желанию заинтересованного лица с учетом особенностей местности, конфигурации смежных участков, требований закона и т. д.

2. Что такое фактические границы земельного участка

Фактическая граница земельного участка – это существующие на местности объекты искусственного происхождения (заборы, столбы, стены домов или хозяйственных построек, дороги, проезды и т. д.) или естественного происхождения (лесополосы, овраги, реки и т. п.), которые визуально отделяют один участок от других и позволяют определить его на местности.

Забор, ограждающий участок по периметру — самый простой пример фактической границы:

Юридическая и фактическая граница земельного участка это не одно и тоже.

Фактическая граница выполняет роль межевого знака — то есть объекта, который закрепляет на местности юридическую границу участка и служит ее визуальным отображением.

Юридическая граница (если она является достоверной и определена в соответствии с законом) первична по отношению к фактической. Если внесенные в ЕГРН сведения об описании местоположении границ земельного участка не соответствуют его фактическим границам (например, забору), то приоритет будет отдаваться именно этим сведениям.

Однако, большинство собственников земельных участков под границей понимают именно фактическую границу (заборы, стены домов и т. д.), а не описание местоположения границ земельного участка, сведения о которой внесены в ЕГРН.

В этом и заключается основная проблема.

Несмотря на то, что кадастровый учет земельных участков введен более 10 лет назад, многие землевладельцы до сих пор считают, что если им в «седые» 90-е выдали участок, который они огородили забором (или участок огорожен лесом/рекой/оврагом), то этого достаточно и никто не покуситься на их землю. При этом не понимая, что понимает под границами земельного участка закон.

А с точки зрения закона, участок считается имеющим границы лишь тогда, когда сведения об описании местоположения его границ внесены в ЕГРН. Соответственно и местоположение земельного участка на местности считается определенным (уточненным) только при внесенных в ЕГРН сведениях о его границах.

Пример из практики

Мне приходилось защищать интересы фермера, в 1993 году получившего земельный участок для ведения с/х деятельности, и который до 2016 года никаким образом не пытался привести его правовой статус в соответствии с требованиями действующего законодательства. Участок даже не стоял на кадастровом учете, как ранее учтенный. Его просто забыли туда внести. Соответственно и описания местоположения границ этого участка в кадастре недвижимости не было.

В один прекрасный момент, приехав после зимы на «свой» участок, он увидел совершенно чужие трактора, которые бодро этот самый участок распахивали.

Были длительные разборки, махания кулаками, многочисленные письма в прокуратуру, администрацию, Росреестр, президенту и иже с ними. И ожидаемые ответы в стиле: «Участок отняли? Даааа? Хм…ну идите в суд!».

Думаю вы уже догадались, что на все свои аргументы о принадлежности ему этого кусочка земли, в ответ фермер получал кадастровый паспорт и фразу «Вот видишь – здесь границы моего участка! А где твой документ с границами?». Показать что-нибудь в ответ было нечего.

И если с землями под жилую застройку в аналогичных ситуациях доказать фактическое местоположение участка не так сложно, то с земельными участками под сельхозназначение – это просто беда. А в большинстве случае просто мертвое занятие.

В процессе работы над проблемой мы выяснили, что на месте участка доверителя были выделены земельные паи из ближайшего единого сельскохозяйственного землепользования. Кадастровый инженер, не увидев на публичной кадастровой карте никаких границ, с чистой совестью посчитал эту местность не занятую никем – и произвел выделение паев на этом месте.

Должен признать, что кадастрового инженера здесь упрекнуть сложно. Ведь он, как и все остальные, ориентировался на данные официального реестра – государственного кадастра недвижимости. А раз ничего нет – значит будет.

Эта история закончилась вполне благополучно. Кадастровый учет земельных паев был оспорен, а участок клиента через, простите, танцы с бубном, был поставлен на учет как ранее учтенный. В последствие, сведения о границах участка были уточнены и внесены в государственный кадастр недвижимости.

Если в отношении земельного участка в ЕГРН не внесены сведения о его границах, то велика вероятность определения на его месте границ чужих участков. От частичного наложения, до полного занятия.

Беда таких ситуаций в том, что даже у опытных юристов далеко не всегда получается найти из них выход и защитить интересы пострадавших.

Споры о границах, несмотря на кажущуюся простоту, являются одними из самых сложных в земельной практике. В большей степени потому, что не всегда удается получить достаточно доказательств для защиты своей позиции.

Cудебная практика знает тысячи случаев, когда в спорных ситуациях землевладельцы проигрывали дела и лишались своей земли.

Именно поэтому, очень важно иметь правильное представление о том, что такое границы земельного участка.

3. О границах участков с декларированной площадью

На всем протяжении становления российского земельного права система координат, в которых определялись координаты характерных точек границ участков, постоянно изменялись. Изменялись также и требования к точности определения этих координат, от чего напрямую зависит их погрешность.

В настоящее время, в отношении львиной доли ранее учтенных земельных участков в ЕГРН внесены сведения о их границах. Но такие границы определены не с нормативной точностью, имеют большую погрешность и почти всегда не соответствуют реальным границам участков.

Такие участки легко определить — на публичной кадастровой карте их площадь имеет статус «декларированная». Как определить декларированную площадь я писал в другой статье.

Границы подобных участков определялись по результатам массовой инвентаризации земель муниципальными образованиями. Инвентаризация делалась двумя методами — аэрофотосъемкой с самолета или по спутниковым картам. Разглядеть реальные границы существующих участков в обоих случаях — мероприятие хоть и увлекательное, но крайне далекое от достоверности.

Поэтому, результаты такой инвентаризации много лет повергают в шок собственников земельных участков, которые внезапно выясняют, что границы их участков в ЕГРН описаны совершенно не там, где они расположены в реальности. Или конфигурация участков изображается неверно. Или имеет место существенное смещение одной из границ участка.

В отношении подобных участков обязательно нужно проводить кадастровые работы по уточнению их границ на местности в соответствии с действующим законодательством. Оставлять границы участка в таком состоянии я не рекомендую, так как это может повлечь за собой много спорных ситуаций.

Если вы являетесь правообладателем земельного участка, полученного в нелегкие годы становления российской демократии, и никогда не занимались оформлением его границ – сейчас самое время подумать об этом. Жизнь не стоит на месте.

Тема границ земельных участков продолжена в следующих статьях:

Источник: https://jurist-goraynov.ru/chto-takoe-granicy-zemelnogo-uchastka/

Определить границы участка на местности

Определение местоположения границ земельного участка

Спасибо, менеджер скоро с вами свяжется

Внимание! Рассчитанная стоимость является ориентировочной и может быть, как выше так и ниже – в зависимости от условий проведения работ.
Важно! При заказе комплекса услуг гибкая система скидок.

За год продуктивной работы мы успеваем провести

Межевание более чем для

3000

Участков

Технический план более чем на

2 800

Объектов

Топосъемка более чем на

400

Объектах

Сопровождение более чем на

200

Объектах

Почему все больше клиентов выбирает именно нас!

  • – Межевой план
  • – Вынос границ
  • – Кадастровый паспорт
  • – Работа геодезистов
  • – Топографические работы

За год продуктивной работы мы успеваем провести

Межевание более чем для

3000

Участков

Технический план более чем на

2 800

Объектов

Топосъемка более чем на

400

Объектах

Сопровождение более чем на

200

Объектах

Определение точек границ земельного участка – важная процедура, которую необходимо проводить каждому владельцу земли. На основании данных о межевании собственнику выдаются документы, подтверждающие его право владения тем или иным участком земли.

От точности определения границ земельного участка будет зависеть правильность данных, внесенных в кадастровый паспорт, и, соответственно, спокойствие владельца при возникновении спорных ситуаций.

В нашей компании выдвигаются достаточно высокие требования к точности определения границ земельных участков. Мы используем в работе новейшее оборудование и перекрестные проверки результатов исследований, что гарантирует максимальное соответствие замеров представленному плану.

Процесс определения границы земельного участка

Определение местоположения границ земельного участка может понадобиться в случае его приобретения, т. е. появлении нового владельца или смене старого, при разделе существующего участка, при объединении нескольких участков в один. Также может потребоваться уточнение границ участка на соответствие данным, представленным в кадастровом плане.

Процесс работы предельно прост. Для начала работ вам необходимо заключить с нами договор на оказание услуг, после чего в течение 5 дней наши геодезисты выедут на место и приступят непосредственно к определению границ участка.

После проведения всех замеров и съемок кадастровый инженер подготовит план и необходимый пакет документов для подачи в Кадастровую палату. Вам же останется только получить кадастровый паспорт и свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок.

Посмотрите наше видео об отличие межевания и выноса границ натуру! 

Возможно, Вам понадобится межевание вашего участка 

Когда стоит обратиться к профессионалам

Специалисты компании «Геодезическое Сопровождение Строительства» готовы предложить своим клиентам полный спектр услуг, связанных с подготовкой участков для строительства. У нас вы сможете заказать:

  • определение координат характерных точек границ земельного участка;
  • вынос границ будущей постройки в натуру;
  • топосъемку и геодезию участка;
  • составление технических планов;
  • а также полное сопровождение строительства.

Свою работу мы выполняем качественно, о чем свидетельствует предоставление гарантии, и стараемся максимально соблюдать установленные сроки. А лояльная цена на определение границ земельного участка и другие услуги станет приятным бонусом, который вы получите, обратившись за помощью в нашу компанию.

Отвечаем на ваши вопросы:

Вопрос Участок в ДНП, площадь 12 соток, есть забор с трёх сторон, Приозерский район. Я хочу понимать, где конкретно углы у всех заборов, чтобы потом с соседями не возникли проблемы. Нужно определить точные границы участка.

Ответ:

    У земельного участка есть поворотное точки. У этих точек есть координаты и по этим координатам геодезист выносит в натуру границы земельного участка, т.е. на каждую поворотную точку забивает колышек.

По стоимости составляет 9 тыс.руб., по срокам, если есть кадастровый паспорт и кадастровый номер, мы заказываем выписку и она приходит к нам через пять минут.

После получения выписки геодезисты могут приступить к выполнению работы.

Отзывы

Нажмите на отзыв для увеличения

Посмотреть все благодарности\отзывы Посмотреть отзывы из книги в офисе

Что делать дальше? Получите бесплатную консультацию!

  • – Межевой план
  • – Вынос границ
  • – Кадастровый паспорт
  • – Работа геодезистов
  • – Топографические работы

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Источник: https://geosopstroy.ru/opredeleniye-granits-uchastka

8 вопросов об уточнении границ земельного участка | Кадастровая палата

Определение местоположения границ земельного участка

1. Что такое граница участка?

Описание местоположения границ земельного участка является одним из основных сведений, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи.

Местоположение границ земельного участка отображается в графической части межевого плана. Кроме того, границы земельного участка могут быть установлены на местности.

Местоположение границ земельного участка устанавливается путем определения координат характерных точек таких границ.

2. Что такое межевание?

Межевание – это комплекс инженерно-геодезических работ по установлению границ земельного участка на местности. Межевание проводит кадастровый инженер, который устанавливает местоположение границ земельного участка, определяет его площадь, проводит согласование местоположения границ смежных участков с соседями и подготавливает межевой план. 

3. Зачем уточнять границы земельного участка?

Точно определенные границы земельного участка могут стать защитой от юридических проблем, которые могут возникнуть с землей.

Например, от споров с соседями по границам земельного участка, а также самовольному строительству объектов недвижимости на таком земельном участке.

Также наличие границ земельного участка дает возможность беспроблемно совершать с участком любые операции и сделки, например, продать его будет проще, ведь вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ.

Уточнение границ поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. А ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога.

Если вы решили разделить земельный участок, такой раздел возможен только при наличии установленных границ существующего земельного участка.

4. Как узнать, какие сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости?

Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Если реестр не содержит необходимых сведений о границах, в выписке будет особая отметка: «Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства». Площадь такого участка будет указана целым числом – тем же, что и в правоустанавливающем документе.

В случае если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью не ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, уточнение местоположения границ земельного участка не требуется, за исключением случая, если в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка.

Можно воспользоваться и справочным сервисом «Публичная кадастровая карта». Найти конкретный земельный участок на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка «Без координат границ» или площадь указана как декларированная, значит, требуется уточнение местоположения границ.

Важно! При обращении к кадастровой карте будьте внимательными: у сервиса есть сайты-двойники, которые могут представлять информацию, не соответствующую действительности. Публичная кадастровая карта размещена по адресу: pkk.rosreestr.ru.

Подать запрос в бумажном виде на получение выписки можно лично, обратившись в многофункциональный центр (МФЦ) или Кадастровую палату.

Чтобы получить сведения ЕГРН дистанционно, можно воспользоваться сервисом Федеральной кадастровой палаты, который позволяет получить выписку в течение нескольких минут, либо официальным порталом Росреестра. Электронная выписка заверяется усиленной электронной подписью.

Заказать выписку из ЕГРН

Читать

5. Как уточнить границы участка?

Уточнение местоположения границ – это целый комплекс работ, которые может провести только специалист, обладающий правом на осуществление кадастровой деятельности (кадастровый инженер).

Поэтому в первую очередь собственнику необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения необходимых работ. Ознакомиться с информацией о действующих кадастровых инженерах можно через сервис «Государственный реестр кадастровых инженеров».

При выборе кадастрового инженера стоит обратить внимание на его опыт, качество и сроки выполнения кадастровых работ.

Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. Следующий этап – ознакомление с результатами замеров. Далее – процесс согласования границ с владельцами смежных участков. После этого кадастровый инженер подает пакет документов в орган регистрации прав.

При формировании границы он должен соблюдать ряд правил: например, граница земельного участка не должна пересекать границы населенных пунктов или муниципальных образований; граница не должна пересекать границу смежных участков.

Результатом становится подготовка межевого плана, содержащего сведения о координатах границ земельного участка.

6. Какие нужны документы?

Кадастровый инженер не сможет установить границы земельного участка просто так, как хочется собственнику. Для проведения работ, в числе прочего, ему потребуются документальные свидетельства, что участок выделен именно в этом месте и именно такой площади.

Согласно действующему законодательству, уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок.

Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка.

Дополнительные разъяснения даны Департаментом недвижимости Минэкономразвития. Документами, определяющими местоположение границ земельного участка при его образовании и их существование 15 и более лет, могут быть:

  • Ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ).
  • Материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти.
  • Документы по территориальному планированию муниципальных образований.
  • Проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.

Важно: документы должны соответствовать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания документа и в момент издания.

7. Как согласовать границы участка с соседями?

Мало уточнить местоположение границ участка – необходимо согласовать его с правообладателями смежных, то есть соседских участков.

Кадастровый инженер должен направить им соответствующие извещения на почтовый или электронный адрес. Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе.

Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.

Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. В случае непреодолимых разногласий нужно подать кадастровому инженеру письменное возражение. Оно должно быть зафиксировано в акте согласования, а также приложено к межевому плану.

При наличии обоснованных возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде. Кадастровый инженер, проводивший межевание, также может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Урегулирование земельного спора на стадии согласования границ избавит от необходимости обращаться в суд. Судебные разбирательства по вопросам установления границ участков – одни из самых сложных и длительных.

Как согласовать границы земельного участка с соседом и избежать земельных споров?

Читать

8. Можно ли проводить согласование границ земельных участков в период сложной эпидемиологической обстановки?

Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей процедуры согласования границ.

Кадастровый инженер по своему выбору может проводить согласование как индивидуально с каждым соседом, так и проведя собрание с их участием.

При этом если провести согласование в индивидуальном порядке по каким-то причинам невозможно, кадастровый инженер может в извещении о проведении собрания назначить определенное время для каждого заинтересованного лица.

Во время процедуры согласования в период сложной эпидемиологической обстановки необходимо соблюдать социальную дистанцию и пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Документы для внесения изменений в сведения госреестра недвижимости можно подать через МФЦ, с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, направить почтой в адрес регионального управления органа регистрации прав или воспользоваться выездным обслуживанием Кадастровой палаты.

дача земельный участок границы

Источник: https://kadastr.ru/magazine/articles/8-voprosov-ob-utochnenii-granits-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.