Основания для отказа в сервитуте

Содержание

Прекращение сервитута в 2019 году, основания и порядок прекращения, споры, связанные с установлением, исковое заявление на прекращение сервитута | Земельный эксперт

Основания для отказа в сервитуте

В ст. 276 главы 17 Гражданского кодекса РФ указаны ситуации, при которых сервитут на земельный участок оканчивается.

Основания прекращения сервитута по общему правилу могут быть следующими:

  • Отпали обстоятельства, на основании которых сервитут устанавливался.
  • Невозможность эксплуатации земли по ее прямому (целевому) назначению после установки сервитута.

Процедура прекращения сервитута проходит обязательную регистрацию в Росреестре.

Как известно, публичный сервитут назначается при наличии оснований ст. 23 ЗК РФ для соблюдения интересов государства или муниципалитета без изъятия частного владения. Органы власти издают соответствующее распоряжение, и обременение оформляется без согласия собственника земли.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Данный вид сервитута рассматривается для организации перемещения через земельный участок, для прокладывания коммуникаций, межевания, с целью обеспечения прохода к прибрежной полосе и в других случаях. Если необходимость в данных мероприятиях пропала, то оканчивается и сервитут. Чаще всего это происходит по обоюдному согласию между участниками отношений.

В свою очередь, частный сервитут назначается по соглашению участников, и обычно это связано с организацией прохода на соседний участок, проведением водопровода или монтажом линии электропередач. В данном случае сервитут прекращается после того, как все необходимые работы выполнены или необходимость в проезде по соседнему массиву отпала.

Прекращение данных правоотношений производится в судебном порядке, если условия их назначения не соблюдаются или мешают организации необходимых действий. К примеру, прокладка водопровода на участке привела к излишнему увлажнению почвы и участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности, больше не может быть использован по специальному назначению.

Законных положений о прекращении земельного сервитута в пользу лица, для которого он был назначен, не предусмотрено, однако, такие варианты все же существуют:

  • если этот гражданин сам принял решение об отказе от таких правоотношений;
  • по причине гибели предмета обременения, к примеру, территория была затоплена или погублена пожаром;
  • в результате отчуждения площади, обремененной сервитутом в отношении его носителя.

Порядок прекращения права сервитута на земельный участок

В зависимости от конкретной ситуации законодательством предусмотрены этапы прекращения действия сервитута. Если данное право заканчивается в связи с договоренностью между участниками правоотношений, то процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник земли направляет субъекту сервитута требование о прекращении его действия.
  2. Подписывается совместное соглашение об окончании действия такого права.
  3. Данный документ подается в Росреестр, где и производится официальная регистрация завершения сервитута.

В том случае, если прекращение права осуществляется в судебном порядке, то на начальной стадии владелец участка имеет право обратиться в суд и подать заявление о расторжении сервитута по причине невозможности использования своего участка по целевому назначению. Посмотреть и скачать можно здесь: [Исковое заявление о расторжении сервитута]. На основании судебного решения уже и проводится регистрация в Росреестре.

Для проведения данной процедуры потребуется не менее месяца, поскольку именно это время необходимо для регистрации изменений.

Список документов

Для прекращения действия сервитута, могут потребоваться следующие бумаги:

  • личные документы собственника земельного участка;
  • технические документы на землю;
  • правоустанавливающие бумаги на участок;
  • договор о сервитуте;
  • документы, являющиеся основанием для прекращения сервитута: судебное решение, соглашение между участниками, постановление местного органа власти;
  • заключение экспертов о состоянии земли.

Все споры, связанные с прекращением сервитута, решаются исключительно в судебном порядке, поэтому дополнительно потребуется квитанция об уплате госпошлины.

Последствия прекращения сервитута на земельный участок

В результате оформления процедуры собственник земельного участка, который был обременен сервитутом, теряет право на получение платы за услугу, если таковая была установлена.

В свою очередь, лица, переставшие обладать правом ограниченного пользования, больше не могут использовать чужой земельный участок для удовлетворения своих потребностей.

Вернуть сервитут возможно, но лишь в ряде случаев. К примеру, это может произойти при повторном появлении оснований для его назначения или в случае возникновения новых причин.

Исключением являются ситуации, когда вопрос о прекращении решался в судебном порядке, и установка сервитута на участок привела к значительному ухудшению его состояния. Кроме того, повторный сервитут исключается, если он не дает возможности эксплуатировать землю по ее целевому назначению.

Пример по прекращению сервитута на земельный участок

Представитель администрации Новосибирской области в прошлом году организовал замену водопроводных труб на территории дачного поселка, о чем издал соответствующее постановление.

На основании документа в одностороннем порядке был установлен сервитут на все земельные участки, через которые данный водопровод прокладывался. Срок сервитута ограничивался тремя месяцами, которые требовались для исполнения необходимых работ.

Установленный период прошел, а все, что сделала компания, взявшая на себя выполнение тендера, так это выкопала ямы на землях граждан. Администрация области вынуждена была обратиться в судебные инстанции с претензией к действиям подрядчика и искать нового исполнителя.

Данные процедуры также заняли немало времени. В результате, жители дачного поселка собрали необходимые подписи и обратились в суд с иском, в рамках которого требовали обязать административный ресурс решить вопрос в ближайшее время.
По данному заявлению было вынесено положительное решение и через месяц водопровод был проложен, а сервитут прекращен.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Земельный сервитут устанавливается на различные участки с целью организации их использования без изъятия у собственника.
  2. Прекращение права ограниченного пользования чужим участком может быть выполнено в нескольких случаях, оговоренных в законодательстве РФ.
  3. Порядок окончания действия данного права зависит от того, каким образом процедура осуществляется: по согласию между участниками или в судебном порядке.
  4. В результате прекращения сервитута каждая из сторон лишается определенных преимуществ: владелец участка – платы за использование земли, а пользователь сервитута – правом эксплуатации части земельной зоны.
  5. Права на сервитут могут быть восстановлены, но это зависит от конкретной ситуации.

Список законов

  • Статья 276 ГК РФ
  • Статья 23 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Исковое заявление о расторжении сервитута

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению сервитута на земельный участок

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Леонид. Я имею в своем распоряжении земельный участок, который располагается рядом с рекой. Выше моего надела имеется другой участок.

Чтобы решить вопрос орошения, мы заключили с соседом договор о частном сервитуте, который давал ему право на создание с левой части моей территории оросительную систему для поливки своей площади.

Взамен я получал незначительную плату.

Через некоторое время я заметил, что земля на моем участке стала сырой и посадить что-либо теперь достаточно сложно. Более того, стали гнить посаженные там овощи. Я предложил соседу расторгнуть соглашение, однако, он не согласился, потому что для него сервитут был решением серьезной проблемы.

Подскажите, что мне делать в сложившейся ситуации и могу ли я расторгнуть соглашение о сервитуте в одностороннем порядке? Требуется ли регистрация?

Ответ: Уважаемый Леонид, в Вашей ситуации разрешить проблему можно только путем прекращения действия сервитута при помощи подачи искового заявления.

В судебной практике существует много похожих случаев, поэтому от Вас потребуется подготовить официальный иск и направить его в суд общей юрисдикции. Такое решение вопроса предусмотрено ст. 276 ГК РФ.

Если Вы докажите правомерность своей претензии путем предоставления официальных документов, заключений экспертов, фотографии, то судья пойдет навстречу и примет решение в Вашу пользу.

На основании судебного решения вы сможете обратиться в Росреестр и зарегистрировать прекращение сервитута. Данная процедура является обязательной.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/prekrashhenie-prav-na-zemlyu/prekrashhenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok/

Какие бывают запреты на публичные сервитуты?

Основания для отказа в сервитуте

Сервитут является основанием для решения вопросов об ограниченном использовании находящегося в собственности участка другими лицами. Сервитут может быть частным (ЧС) или публичным (ПС).

Определение

Частный сервитут может быть установлен в интересах одного лица. Публичный сервитут может быть установлен в интересах неограниченного числа лиц. Основные положения по публичным сервитутам приведены в ст. 23 ЗК.

В отличие от частного, публичный сервитут может быть установлен только законом или другим нормативным актом государственной или местной власти. Важным указанием является то, что для формирования баланса личных и общественных интересов публичный сервитут должен устанавливаться с учетом общественных слушаний.

В ст. 23 (п.3) перечислен список конкретных случаев, для которых может быть применен публичный сервитут. Эти случаи можно разделить на 3 группы:

  1. Разрешение прохода, прогона скота и проезда через служащий участок (пп. 1,6).
  2. Разрешение различного рода работ на служащем участке (пп. 4,5, 7-9).
  3. Право на размещение и обслуживание объектов, представляющих общественный интерес (пп. 2,3).

При этом формулировка «могут устанавливаться» не дает ответа на вопрос о возможности добавления в этот список других случаев. С одной стороны, эту формулировку можно рассматривать как общий список, позволяющий его расширить, а с другой – как ограничитель причин, по которым можно установить публичный сервитут. Большинство специалистов склоняется ко второму варианту толкования закона.

При затруднениях в использовании участка в результате действия публичного сервитута его собственник имеет право требовать оплату за пользование сервитутом, а также защищать свои права в суде.

Некоторые специалисты считают, что публичный сервитут и вовсе не является сервитутом, а является ограничением права собственности. Это подтверждается следующими свойствами такого сервитута:

  1. Для ПС отсутствует управомочный субъект, и он не может быть субъективным правом.
  2. Для ПС нарушается основополагающее свойство сервитута – неразделимость с господствующим участком, поскольку в этом случае такой участок отсутствует.
  3. ПС носит директивный характер и не зависит от собственника участка, тогда как ЧС нельзя установить без участия собственника.
  4. Для ПС и ЧС имеются формальные разграничения, поскольку первый определяется нормами ЗК, а второй – нормами ГК. В частности, это различие выражается в необходимости публичных слушаний, что не очень соответствует принципам частного права.

Порядок введения

Процесс установки на участок публичного сервитута должен пройти следующие этапы:

  1. Подача заявления.
  2. Рассмотрение заявления органом власти.
  3. Проведение общественных слушаний.
  4. Принятие решения органа власти и выпуск нормативного акта.
  5. Регистрация обременения на участок в ЕГРН.

Запреты на публичный сервитут

Основные случаи использования публичного сервитута перечислены в законе (ст. 23 ЗК). На основании этого перечня соответствующие органы власти в своих документах ссылаются на этот закон.

Например, в Постановлении «Об общественных слушаниях» администрации г. Самары перечисляются случаи отказа в установлении публичного сервитута:

  1. Если установление ПС приведет к невозможности использования участка по целевому назначению.
  2. Цель, для достижения которой устанавливается ПС, может быть достигнута другим способом.
  3. Цель установления ПС не соответствует случаям, обозначенным в ст.23 ЗК.

Возможны и такие варианты, когда в документы включаются расширенные причины отказа в публичном сервитуте. Например, в ст. 7 закона Республики Крым «О размещении инженерных сооружений» перечисляются случаи отказа:

  1. Деятельность, осуществляемая на участке по публичному сервитуту, запрещена для данного участка.
  2. Цели установления публичного сервитута на участок земли не совпадают с целями данного закона.
  3. Действия, осуществляемые по публичному сервитуту, вызовут невозможность использования всего земельного участка (3 месяца для участков, предназначенных для ИЖС, ЛПХ, садоводства, 1 год – для других участков).
  4. Деятельность, осуществляемая по публичному сервитуту, приведет к невозможности использования участка другими обладателями этого сервитута.
  5. Расположение сооружения, возводимого по публичному сервитуту, не соответствует документации.

Примеры отказа в установлении ПС

Пример 1. Гражданин Х. обратился в Департамент планирования г. Перми с просьбой установить публичный сервитут на смежный участок для прокладки дороги и сетей инфраструктуры на его участок, где он строит жилые дома. При этом он считал, что эти дороги будут необходимы неограниченному кругу лиц.

Департамент отказал Х. в установлении сервитута на соседний участок в связи с тем, что установление сервитута для обеспечения доступа к участку, находящемуся в собственности Х., не относится к случаям, указанным в ст. 23 ЗК. В обосновании отказа было сообщено, что Х. не предоставил достаточных доказательств необходимости публичного сервитута.

По заявлению Х. дело было рассмотрено в районном суде г. Перми. Суд констатировал, что по ст.

23 ЗК публичный сервитут устанавливается только для соблюдения нужд неопределенного круга лиц, а для частных лиц этот сервитут не устанавливается.

В данном случае обеспечение прав заявителя (доступа к его участку) может быть осуществлено путем установки частного сервитута (ст. 274 ГК) на соседний участок.

Пример 2. Гражданин И. обратился в администрацию г. Анапы с просьбой установить публичный сервитут на соседний участок для постройки дороги, обеспечивающей проезд к его участку и жилому микрорайону. Администрация города отказала в просьбе И. со ссылкой об отсутствии нормативно-правовых норм.

Гражданин И. обратился в суд г. Анапы. Рассмотрев все обстоятельства, суд констатировал, что решение администрации нарушает права гражданина И., а также неопределенного круга жителей микрорайона на проход и проезд. Законодательство содержит достаточное количество правовых норм для установления публичного сервитута.

Суд обязал администрацию г. Анапы провести публичные слушания и рассмотреть вопрос о принятии правового акта об установлении публичного сервитута через участок.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/otkaz-2.html

Статья 48. Основания прекращения сервитута

Основания для отказа в сервитуте

/ Недвижимость / Земельный участок / Использование, владение / Право пользования земельным участком / Сервитут

Назад

: 08.02.2017

Время на чтение: 10 мин

0

494

По ГК РФ сервитут (СВ) относится к ограниченному вещному праву и с его помощью гражданин может ограниченно пользоваться чужой вещью, например, земельным участком (ЗУ).

  • Законы
  • Основания установления
  • Регистрация
  • Причины, по которым нельзя установить СВ

Законы

Основные положения, касающиеся сервитута, приведены в ст. 274-276 ГК. Эти статьи посвящены, в основном, частному сервитуту (ЧС).

В выпущенном позднее ЗК (ст. 23) рассмотрены вопросы публичного сервитута (ПС), а также уточнены положения по сервитуту ЗУ.

Некоторые вопросы применения законов в судах рассмотрены в более поздних документах, например, в Постановлении ВАС №11248/11 от 28.02.12, а также в «Методических рекомендациях о порядке регистрации сервитутов ЗУ» (приказ Минюста №4 от 2005 года).

Оценка и расчет стоимости сервитута участка. Платный и бесплатный сервитут

В нововведениях к Земельному кодексу РФ содержится исчерпывающая информация об оценке и расчете стоимости такого права как личные сервитуты. Согласно данному нормативно-правовому акту сервитут предоставляется на бесплатной основе.

Читать дальше Пенсионные программы сбербанка для физических

Однако в некоторых случаях, когда проведение оценки и расчета все-таки необходимо, устанавливается стоимость за данный вид права в размере земельного налога, который, в свою очередь, рассчитывается исходя из общей пропорциональной площади зданий и сооружений, а также различных помещений.

Предоставление платного сервитута, а, следовательно, оценка и расчет, допускается только в случаях возникновения права на оперативное управление.

Основания установления

Главные основания для установления ЧС приведены в ГК. В частности, такими основаниями являются (ст. 274):

  • необходимость прохода и проезда на ЗУ через соседний участок;
  • строительство, эксплуатация или ремонт объектов;
  • других нужд, для обеспечения которых нужен сервитут соседнего участка.

То есть, основания для установления ЧС довольно расплывчаты.

Такое положение приводит к тому, что при судебном разбирательстве вопросы наличия оснований для установления ЧС решаются самим судом. При этом суды обязаны соблюдать баланс между интересами истца (владельца господствующего ЗУ) и собственником служащего ЗУ.

Основания для установления ПС во многом совпадают с основаниями для ЧС. Отличия состоят в том, что ПС устанавливается в интересах РФ, субъекта РФ, местного муниципалитета или проживающего в данной местности населения. Эти основания приведены в ст. 23 ГК.

В их число входят:

  • обеспечение прохода или проезда;
  • необходимость ремонта линий и сетей или дорог;
  • проведение работ по осушению;
  • геодезические работы;
  • работы по эксплуатации водных ресурсов;
  • прогон скота на пастбища;
  • временное использование ЗУ для сенокоса, выпаса скота, охоты и рыболовства; проведение изыскательских работ;
  • обеспечение подхода к берегу водоема.

Публичный и частный

Земельное законодательство сервитут подразделяет на публично установленный и частный. Последний формируется по договоренности с оформлением юридического соглашения с собственником надела и тем, кому этот сервитут необходим.

Чаще всего установления сервитута требует собственник соседнего участка. Соглашением определяется круг правомочий лиц, которые будут пользоваться участком, пределы их компетенции.

Статус сервитута может возникать не только при наличии непосредственно собственнических прав на землю. Указанный статус возможен и тогда, когда соседний участок арендуется или используется в силу иного правомочия.

Если собственник земли, подлежащей обременению сервитутом, противится этому, спор подлежит разрешению в суде.

Сервитут публичный всегда устанавливается законом либо актами местного самоуправления. Поэтому и носит такое название. Публичный сервитут появляется в целях выполнения определенных государственных интересов, а также для нужд населения соответствующего муниципалитета.

Изъятие земли по общему правилу у собственника не происходит. Для наделения участка публичным сервитутом требуются обязательно публичные слушания.

Примерами публичного сервитута, помимо организации на участке прохода (проезда) выступают такие:

  • использование земли для различного рода исследований;
  • размещение на ней геодезических или межевых знаков с прямым доступом к ним;
  • необходимость проведения дренажных работ;
  • обеспечение через участок свободного доступа к берегу реки (иного водоема) и пр.

Публичный сервитут обременяет участок на основе закона (акта соответствующего муниципалитета). Этим законом (актом) будут определены и права лиц, пользующихся сервитутом.

Регистрация

По ст.131 ГК сервитут подлежит регистрации в ЕГРП.

ЧС регистрируется как вещное право господствующего ЗУ и как обременение служащего ЗУ. ПС регистрируется только как обременение соответствующего ЗУ.

Для регистрации ЧС в местном филиале Росреестра необходимо подать следующие документы:

  • заявление о регистрации сервитута. При регистрации ЧС такое заявление может подать собственник ЗУ, на который устанавливается СВ, или лицо, в пользу которого этот СВ установлен;
  • квитанция об уплате пошлины (в сумме 1500 рублей для частных лиц и 6000 рублей для организаций);
  • договор о сервитуте или судебное решение;
  • кадастровый паспорт с планом, на котором отмечена часть ЗУ, на котором работает СВ (если сервитут действует только на часть ЗУ).

При необходимости может потребоваться удостоверение, подтверждающее полномочия представителя собственника ЗУ, сервитуария или юридического лица.

С заявлением о регистрации СВ в Росреестр может также обратиться лицо, которое имеет участок на правах бессрочного пользования, пожизненного владения или аренды на срок более 1 года.

При регистрации СВ гражданин должен предоставить паспорт, а юридическое лицо – набор документов, включающих учредительные документы, приказ о назначении директора, доверенность на лицо, регистрирующее СВ.

Заключенный между двумя сторонами договор может включать следующие пункты:

Источник: https://za-nas-zakon.ru/zhkh-i-grazhdane/osnovaniya-vozniknoveniya-servituta-2.html

Комментарий к Обзору судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденному Президиумом ВС РФ 26 апреля 2017 г. (Часть 2)

Основания для отказа в сервитуте

Часть 2

Пунктом 7 Обзора предусмотрено, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом). Пунктом 10 Обзора предусмотрено, что, удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается…

1. указанных пунктов свидетельствует о том, что сервитут может быть установлен только в исключительных случаях, когда он является единственным способом обеспечения основных потребностей собственника господствующей недвижимости.

До недавнего времени при установлении сервитутов суды, как правило, руководствовались оценочным критерием «отсутствие разумной возможности обеспечить нормальную эксплуатацию недвижимости». В развитие этого положения в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.07.

2010 № 2509/10 было сформулировано правило, согласно которому существующая лишь потенциально возможность организации проезда к земельному участку через другой соседний земельный участок, необходимость проведения значительных по объему, времени и затратам работ для организации такого проезда свидетельствуют об отсутствии реальной возможности пользоваться господствующей недвижимостью и о невозможности обеспечить нужды собственника данной недвижимости иным образом, кроме как через установление сервитута на спорный земельный участок.

Однако в Постановлении от 28.02.2012 № 11248/11 Президиум ВАС РФ разъяснил, что «сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости» [курсив мой – Т.К.]. И вот теперь в Обзоре указано:

– наличие иной дороги (не через земельный участок ответчика), дает основание для отказа в установлении сервитута, несмотря на то, что состояние этой дороги хуже, а протяженность больше по сравнению с дорогой, проходящей через земельный участок ответчика;

– судом может быть установлено (в том числе по результатам экспертизы), что сервитут обеспечивает наиболее оптимальный способ проезда к зданию истца; соответствующий способ является наиболее удобным и наименее обременительным; на земельном участке ответчика уже проложена дорога, которая может быть использована для проезда к зданию истца; однако, если экспертное заключение содержит информацию об альтернативных путях проезда к зданию истца, и (или) из материалов дела следует, что проезд к зданию истца имеется со стороны улиц, относящихся к дорогам общего пользования, то обстоятельство, что истцу удобнее организовать проезд транспорта к своему зданию, в том числе в целях погрузочно-разгрузочных и других работ, со стороны земельного участка ответчика, не является основанием для установления сервитута;

– если согласно экспертному заключению технически возможны иные варианты прокладки новой дороги, ведущей к коттеджному городку, основания для установления сервитута отсутствуют.

По моему мнению, сложно одобрить установление сервитута только в исключительных случаях, когда это является единственным способом обеспечиния основных потребностей истца.

Если у истца есть возможность обеспечить потребность в использовании господствующей недвижимости без установления сервитута, это не должно однозначно свидетельствовать об отсутствии необходимости в его установлении.

Такая возможность может быть трудно реализуемой, что непременно следует учитывать судам.

Соответственно, для обеспечения интересов сервитуария в ограниченном пользовании чужой недвижимостью и защиты сервитутодателя при установлении такого пользования невозможность обеспечить нужды сервитуария не следует понимать дословно.

Стоит согласиться, что если альтернатива установлению сервитута связана с расходами, несопоставимыми с теми, которые сервитуарий будет нести при установлении сервитута, именно несоразмерность возможных при отсутствии сервитута расходов следует признать тождественной невозможности обеспечить нужды собственника без установления сервитута [1]. К примеру, в п. 7 ст. 31 Модельного закона «Об ограниченных вещных правах», принятого Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ, предусмотрено, что сервитут перемещения может быть установлен также, если собственник участка имеет выход на общественную дорогу, но он является неподходящим и недостаточным для нужд участка, и не может быть расширен. Аналогичная норма закреплена в ст. 1052 ГК Италии.

На основании изложенного указанные положения Обзора следует оценить скорее как негативные.

2. В обозначенных пунктах Обзора неоднократно указывается на важность экспертного заключения для установления сервитута.

Полагаю, что это верный подход, поскольку определить все условия сервитута (сведения о господствующем и служащем земельном участке, содержание, вид сервитута, сферу его действия, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.) без специальных знаний суду может быть затруднительно.

Однако переоценивать значение экспертного заключения не стоит. Оно не должно иметь для суда заранее установленной силы.

Экспертное заключение для суда необязательно, оно должно быть исследовано наряду с другими доказательствами по делу на основании внутреннего убеждения суда, основанного на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств (ст. 67, 79-87 ГПК РФ; ст. 71, 82-87 АПК РФ).

Поэтому указание в экспертном заключении на то, что существует возможность прохода и проезда к земельному участку истца без использования земельного участка ответчика; существуют альтернативные пути подъезда к зданию истца; существует техническая возможность иных вариантов прокладки новой дороги и т.д., само по себе не должно свидетельствовать об отсутствии оснований для установления сервитута.

На основании изложенного указанные положения Обзора следует применять с осторожностью.

3. Еще один аспект, на который хотелось бы обратить внимание в связи с п. 7 и 10 Обзора, – это допустимость установления добровольного сервитута.

Возникает вопрос: идея о том, что сервитут может быть установлен только в исключительных случаях, когда он является единственным способом обеспечения основных потребностей собственника господствующей недвижимости, касается только сервитутов, устанавливаемых в судебном порядке, или также сервитутов, устанавливаемых по соглашению сторон?

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ сервитут может быть установлен для обеспечения нужд собственника господствующей недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута; согласно п. 3 ст.

274 ГК РФ сервитут устанавливается соглашением сторон, а в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута – судом.

В подавляющем большинстве случаев указанные нормы толкуются таким образом, что сервитут может быть установлен только при наличии объективной необходимости в нем, то есть при невозможности обеспечить основные нужды собственника господствующей недвижимости.

Тем самым, согласно доминирующей позиции любой частный сервитут по действующему законодательству России должен быть объективно обусловлен, в связи с чем он может быть установлен в принудительном порядке.

Указание на то, что согласно отечественному законодательству сервитут может быть установлен соглашением сторон или судебным решением, само по себе ничего не предопределяет.

Полагаю, что нужно различать две ситуации: 1) сервитут установлен по соглашению сторон; при недостижении консенсуса об установлении сервитута заинтересованная сторона могла бы обратиться в суд; 2) сервитут установлен по соглашению сторон; при недостижении консенсуса об установлении сервитута заинтересованная сторона не имела бы объективных оснований обратиться в суд.

В первом случае мы имеем дело с принудительным сервитутом, во втором – с добровольным. В первом случае нужды собственника господствующей недвижимости (например в проезде к земельному участку) не могут быть обеспечены без установления сервитута или альтернативное обеспечение таких нужд существенно затруднено (например для этого потребуется построить новую дорогу).

Во втором случае нужды собственника господствующей недвижимости (например в проезде к земельному участку) могут быть обеспечены без установления сервитута (например есть альтернативная дорога), но собственнику господствующей недвижимости удобнее (комфортнее, приятнее) обеспечить такие нужды путем установления сервитута.

Таким образом, в первом случае есть объективная необходимость в проезде, а во втором нет. Теория и практика отечественного сервитутного права склоняются к восприятию только первого варианта. То есть конструкция добровольного сервитута в подлинном смысле в российском законодательстве не закреплена.

Подобное положение дел является особенностью современного российского правопорядка. Например, в римском праве сервитут возникал по соглашению сторон, завещательному отказу или приобретательной давности, а в судебном порядке только при разделе земельного участка или при необходимости получить за вознаграждение проход к кладбищу, на котором похоронены предки сервитуария.

В дореволюционном российском праве сервитут возникал практически по тем же основаниям, что и в римском праве (добавлялось возникновение сервитута в силу предписания закона и не предусматривалось однозначное закрепление указанного дорожного сервитута).

То есть в римском и дореволюционном российском праве преимущество было на стороне добровольных сервитутов, тогда как ГК РФ склоняется к принудительному характеру сервитутов.

Не нарушается эта традиция в Концепции развития законодательства о вещном праве и в Проекте № 47538-6 Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Проект ГК РФ).

Среди современных правопорядков деление сервитутов на добровольные и принудительные представлено, в частности, в ст. 1027-1099 ГК Италии и ст. 233-11 – 233-15 ГК Кыргызской Республики.

Под добровольными понимаются сервитуты, для которых существует неопределенное число разновидностей и действует принцип договорной автономии (в пределах общей схемы сервитута).

Под принудительными понимаются сервитуты, фундаментальные характеристики которых определены законодателем, с учетом того, что только в их отношении предусмотрена «обязательность» установления по инициативе сервитуариев, в том числе в судебном порядке. В связи с этой классификацией ст.

1028 ГК Италии предусматривает, что польза от сервитута может состоять не только в восполнении недостатков господствующей недвижимости, но и в большем удобстве или приятности для господствующей недвижимости. Равным образом она может быть связана с индустриальным предназначением господствующей недвижимости [1, С. 191-192].

Таким образом, добровольный сервитут устанавливается для большего удобства или приятности использования господствующей недвижимости, осуществления определенной деятельности на (в) ней; по соглашению сторон, но не в судебном порядке; наделяется свойством следования; подлежит государственной регистрации и абсолютной защите частноправовыми способами. С одной стороны, при наличии таких характеристик добровольный сервитут сложно отграничить от смежных правовых явлений, а также обосновать его предиальную, а не личную природу. С другой стороны, добровольный сервитут может занять свое место в системе отечественных правовых институтов, если обосновать его установление в пользу господствующей недвижимости, т.е. обосновать, что большее удобство или приятность использования господствующей недвижимости, осуществления определенной деятельности на (в) ней устанавливаются не в пользу конкретного сервитуария, а в пользу любого собственника такой недвижимости.

Полагаю, что имплементация добровольных сервитутов в отечественное законодательство не должна отвергаться безапелляционно. Теоретически возможно обоснование сферы применения данного института и его соотношения с другими категориями гражданского права России.

Например, конструкция добровольного сервитута могла бы послужить положительным ответом на вопрос о том, является ли правомерным заключенное в добровольном порядке соглашение об установлении сервитута в отсутствие объективной необходимости в нем.

Вопрос не праздный, поскольку в российском законодательстве не предусмотрена обязанность и возможность органа публичной власти проверить объективную необходимость сервитута при его государственной регистрации.

В то же время требование об установлении любого сервитута в судебном порядке было бы чрезмерным ограничением автономии воли сервитуария и сервитутодателя.

Кроме того, конструкция добровольного сервитута может быть использована при заключении соглашений между собственниками соседней недвижимости об отмене отдельных соседских прав, предусмотренных Проектом ГК РФ.

В результате таких соглашений могут возникать права ограниченного пользования чужой недвижимостью в отсутствие объективной необходимости для господствующей недвижимости, но при наличии большего удобства или приятности для господствующей недвижимости.

На основании изложенного надеюсь, что п. 7 и 10 Обзора, а также другие аналогичные положения будут применяться к сервитутам, устанавливаемым в принудительном порядке, но не к сервитутам, устанавливаемым в добровольном порядке.

Продолжение следует…

[1] Рудоквас А.Д. Частные сервитуты в гражданском праве России//Вестник ВАС РФ. 2009. № 4. С. 194

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/05/10/kommentarij_k_obzoru_sudebnoj_praktiki_po_delam_ob_ustanovlenii_servituta_na_zemelnyj_uchastok_utver

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.