Основания возникновения права муниципальной собственности

Глава 3. Основания возникновения права муниципальной собственности, порядок его оформления и учет муниципального имущества (п.п. 15-29) | ГАРАНТ

Основания возникновения права муниципальной собственности

Глава 3. Основания возникновения права муниципальной собственности, порядок его оформления и учет муниципального имущества

15. Основания возникновения права муниципальной собственности определяются действующим законодательством.

16. Органы мэрии, ответственные за оформление права муниципальной собственности на имущество, а также за осуществление государственной регистрации прав на движимое и недвижимое муниципальное имущество и сделок с ним, определяются мэром.

17. Право муниципальной собственности на имущество оформляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, Самарской области, городского округа.

Право собственности городского округа и другие вещные права на муниципальное имущество и сделки с ним подлежат обязательной государственной регистрации в случаях и порядке, установленными действующим законодательством.

18. Основаниями для включения объектов в реестр муниципальной собственности городского округа и исключения из него в каждом конкретном случае в зависимости от требований действующего законодательства могут быть:

– законодательство Российской Федерации;

– правовые акты мэрии;

– решения судебных органов.

19. Порядок оформления права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности Российской Федерации и передаче объектов государственной собственности и иных форм собственности в муниципальную собственность регулируется действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа.

20. Право муниципальной собственности на имущество возникает по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

21.

В случае возникновения права муниципальной собственности на движимое и недвижимое имущество на основании сделок, судебных решений, правоустанавливающих документов по созданию новых объектов имущества, зарегистрированных в установленном порядке, а также по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, мэрия представляет мэру проект постановления мэрии о включении данных объектов имущества в состав муниципальной собственности городского округа.

На основании постановления мэрии уполномоченные органы мэрии вносят в установленные сроки сведения о правах муниципальной собственности на движимое и недвижимое имущество в реестр муниципальной собственности городского округа.

22. Бесхозяйные недвижимые объекты по заявлению мэрии ставятся на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет мэрия может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект.

При отказе в иске бесхозяйная недвижимая вещь может быть приобретена в муниципальную собственность в силу приобретательной давности. В силу приобретательной давности в муниципальную собственность могут быть приобретены и движимые бесхозяйные объекты.

23. Обязанности по проведению государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, по регистрации права муниципальной собственности на объекты движимого имущества в случаях, указанных в законе, возлагаются на мэрию.

24. Право муниципальной собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права. Право муниципальной собственности на движимое имущество, требующее регистрации, возникает с момента регистрации указанного права.

Право муниципальной собственности, не требующее государственной регистрации, возникает с момента подписания документа, подтверждающего приобретение (возникновение) права муниципальной собственности.

25. Учет муниципального имущества осуществляется мэрией.

26. Ведение реестра муниципальной собственности городского округа имеет целью пообъектный учет муниципальной собственности и обеспечивает решение следующих задач:

1) учет объектов муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа;

2) информационно-справочное обеспечение процесса подготовки и принятия решений по вопросам, касающимся муниципальной собственности и реализации прав собственника на эти объекты;

3) централизованное обеспечение информацией об объектах муниципальной собственности заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан при возникновении правоотношений в связи с этими объектами, в том числе при заключении гражданско-правовых сделок;

4) оперативное решение вопросов приватизации объектов муниципальной собственности в соответствии с Программой приватизации муниципального имущества городского округа;

5) проведение анализа состояния экономической и социальной эффективности использования муниципального имущества по целевому назначению в соответствии с интересами городского округа и проживающих в нем граждан;

6) выработка рекомендаций по более рациональному использованию объектов муниципальной собственности в зависимости от изменения состояния экономики.

27.

Муниципальное имущество включается в реестр муниципальной собственности городского округа при наличии документов, подтверждающих права муниципальной собственности, и исключается из него при наличии документов, подтверждающих прекращение прав муниципальной собственности. Включение объектов движимого и недвижимого муниципального имущества в реестр муниципальной собственности городского округа и исключение имущества из него осуществляется с учетом требований действующего законодательства.

28. Все изменения состояния муниципального имущества, связанные с изменением технических характеристик, стоимостных данных, правового статуса, передачей во временное пользование, отчуждением, списанием в связи с амортизацией, уничтожением, гибелью, а также ликвидацией или реорганизацией юридических лиц подлежат обязательному отражению в реестре муниципальной собственности городского округа.

29. Органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории городского округа, в двухнедельный срок по запросам мэрии безвозмездно представляют информацию об объектах, являющихся муниципальной собственностью городского округа, необходимую для формирования и ведения реестра муниципальной собственности городского округа.

Источник: https://base.garant.ru/8494931/daf75cc17d0d1b8b796480bc59f740b8/

Основания возникновения права муниципальной собственности. Порядок передачи объектов из государственной собственности в муниципальную и наоборот

Основания возникновения права муниципальной собственности

Право муниципальной формы собственности, закреплённой в ст. 8 Конституции РФ, возникает из оснований, предусмотренных целым рядом законодательных и иных правовых актов.

Анализ этих актов позволяет выделить административный и гражданско-правовые способы формирования муниципальной собственности. Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти.

Гражданско-правовой способ основывается на переходе прав на объекты собственности путём заключения гражданско-правовых договоров и сделок. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав.

В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

Более детальное закрепление способов формирования муниципальной собственности происходит на уровне субъектов РФ.

В основном формирование муниципальной собственности происходит следующими способами:

  • 1) путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
  • 2) путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;
  • 3) при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ;
  • 4) при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
  • 5) при передаче объектов государственной собственности в муниципальную собственность в порядке, установленном Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Российским законодательством;
  • 6) при разграничении муниципальной собственности в случае, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования;
  • 7) при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;
  • 8) путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;
  • 9) по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством

В качестве примера иного основания можно привести в пример статью 225 ГК РФ, регулирующую правовые отношения, связанные с приобретением права собственности на бесхозяйные вещи. Пункт 3 этой статьи определяет особые правила для приобретения в собственность бесхозяйных недвижимых вещей.

Они сначала должны быть взяты на государственный учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Значение этого акта заключается в том, чтобы по истечении года с момента взятия на учет данное недвижимое имущество могло по решению суда перейти в муниципальную собственность.

До решения суда право собственности сохраняется за оставившим его лицом и оно может взять его во владение. Такое имущество может быть приобретено в этот период и по приобретательной давности. Следовательно, в законе установлен определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности.

Только по истечении этого периода суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, признает бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

Порядок передачи объектов из государственной собственности в муниципальную и наоборот, на мой взгляд, будет целесообразно рассмотреть на примере Закона Еврейской автономной области от 20 июля 2005 г.

N 520-ОЗ “О порядке передачи имущества государственной собственности Еврейской автономной области в федеральную и муниципальную собственность, а также приема имущества федеральной и муниципальной собственности в государственную собственность Еврейской автономной области”.

Передача имущества областной государственной собственности в муниципальную собственность производится по предложению органов местного самоуправления или органов исполнительной власти области.

С инициативой о передаче имущества областной государственной собственности в муниципальную собственность в органы местного самоуправления или органы исполнительной власти области могут обратиться депутаты Законодательного Собрания области и иные субъекты.

Органы местного самоуправления в пределах полномочий, или органы исполнительной власти области направляют предложения о передаче объектов областной государственной собственности в муниципальную собственность в комитет по управлению государственным имуществом области (далее – комитет). К которым прилагается перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность. (ст. 2)

Предложения о передаче имущества областной государственной собственности в муниципальную собственность регистрируются комитетом в день поступления. Проект решения о передаче с перечнем передаваемого имущества подготавливается комитетом в тридцатидневный срок. (ст. 3)

Подготовленный проект решения правительства области и перечень имущества областной государственной собственности, предлагаемого к передаче в муниципальную собственность, комитет вносит на заседание правительства области для принятия решения. (ст. 4)

На основании решения правительства области комитет в трехнедельный срок после принятия решения обязан передать имущество по акту приема-передачи и исключить его из реестра областной государственной собственности, а орган местного самоуправления обязан принять передаваемое имущество без каких-либо условий или требований в таком эксплуатационно-техническом состоянии, в котором оно находится на момент составления акта приема-передачи. (ст. 5)

На основании ст. 6 рассматриваемого Закона органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной уставами муниципальных образований, вправе обратиться в комитет с предложениями о передаче объектов муниципальной собственности в областную государственную собственность.

Предложения о передаче имущества муниципальной собственности в областную государственную собственность регистрируются комитетом в день поступления. Проект решения с перечнем передаваемого имущества подготавливается комитетом в тридцатидневный срок.

Подготовленный проект решения правительства области подлежит обязательному согласованию с соответствующими органами исполнительной власти области, если прием объектов в областную государственную собственность затрагивает их интересы.

В случае осуществления передачи по инициативе органов исполнительной власти области проект решения правительства области согласовывается с органом местного самоуправления, наделенным согласно уставу муниципального образования данными полномочиями.

Подготовленный проект решения правительства области о приеме муниципальной собственности в областную государственную собственность и перечень имущества муниципальной собственности, предлагаемого к передаче в областную государственную собственность, вносится комитетом на заседание правительства области. (ст. 7)

На основании решения правительства области о передаче имущества орган местного самоуправления в трехнедельный срок после принятия решения обязан передать, а комитет обязан принять имущество по акту приема-передачи и включить его в реестр областной государственной собственности. (ст. 8)

Право муниципальной собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; в порядке разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

Остановимся на особенностях прекращения права муниципальной собственности в результате приватизация муниципального имущества, в связи с тем, что приватизация является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики.

Под приватизацией в законодательстве принято понимать отчуждение (переход) имущества, главным образом недвижимого, из муниципальной собственности в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях предусмотренных законодательством.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что “имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества”. (ст. 217 ГК РФ) Под приватизацией в данном случае понимается переход имущества из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.

Приватизация государственного и муниципального имущества проводится по следующим основным направлениям: приватизация государственных и муниципальных предприятий, приватизация земельных участков, приватизация жилья и иных объектов социального, научного и культурного значения.

По ряду из указанных направлений были приняты законы, например Закон о приватизации жилищного фонда. Но в большинстве процесс приватизации государственного и муниципального имущества в настоящее время впредь до принятия соответствующих законов регулируется указами Президента РФ (например: Указ Президента РФ от 22.07.

94 № 1535 “Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года”.

В российской Федерации используются следующие способы приватизации муниципального имущества:

  • 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • 2) продажа муниципального имущества на аукционе;
  • 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • 4) продажа муниципального имущества на конкурсе;
  • 5) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • 6) продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • 7) продажа муниципального имущества без объявления цены;
  • 8) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  • 9) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. (Федеральный Закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”, ст. 13)

В ст. 5 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества” предусмотрено, что покупателями государственного и муниципального имущества не могут быть юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25%.

Что касается земельных участков, не подпадающих под действие вышеназванного закона о приватизации имущества, то порядок их передачи публичным собственником в частную собственность в ряде случаев определен не в законах о приватизации, а в земельном законодательстве. Так, например, согласно п. 5 ст. 20 и п. 3 ст.

21 Земельного Кодекса РСФСР от 25.04.1991 г каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок.

При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Право граждан на приватизацию жилых помещений в общем виде закреплено в ст. 54.

1 Жилищного Кодекса, согласно которой граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную или долевую, на условиях, установленных законодательством. Такие условия содержатся в Законе о приватизации жилищного фонда. Согласно данному Закону граждане имеют право на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений только один раз, при этом несовершеннолетние, ставшие собственниками приватизированного жилого помещения, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия (ст. 11).

права муниципальной собственности являются правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Свои правомочия собственник осуществляет в соответствии с законом, не нарушая прав и законных интересов др. лиц и государства, не причиняя вреда окружающей среде.

Общее определение права собственности как субъективного права полностью приложимо права муниципальной собственности. Его содержание составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе.

Право муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения.

Поскольку это право всегда принадлежит той или иной социальной общности людей, будь то российский народ в целом, если речь идет о федеральной собственности, либо народ (население), проживающее на определенной территории, входящей в состав РФ, если речь идет о муниципальной собственности, каждый член общества по отношению к указанным формам собственности выступает в разных правовых качествах. С одной стороны он входит в состав тех социальных общностей, которым право собственности принадлежит. В то же время члены общества по отношению к указанным формам собственности выступают в качестве обязанных лиц, причем независимо от того, принадлежит она им или нет. Их обязанности состоят в том, что они не должны посягать на целостность государственной и муниципальной собственности, кому бы она ни принадлежала. Эти особенности надлежит учитывать при определении субъективного состава правоотношений муниципальной собственности.

Также как и другие формы собственности муниципальная собственность признается и защищается законом равным образом. И правомочия субъектов права муниципальной собственности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности также имеют свои границы.

Источник: https://vuzlit.ru/1414842/osnovaniya_vozniknoveniya_prava_munitsipalnoy_sobstvennosti_poryadok_peredachi_obektov_gosudarstvennoy

Основания возникновения права муниципальной собственности. Порядок передачи объектов их государственной собственности в муниципальную и наоборот

Основания возникновения права муниципальной собственности

Порядок приобретения права муниципальной собственности, а также владения, пользования и распоряжения ее объектами закрепляются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в Приложении № 3 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г.[27]

Порядок передачи объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, закреплен постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г.[28].

Для передачи объектов в муниципальную собственность комитет по управлению имуществом города, района разрабаты­вает перечень объектов. Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г.

«О гарантиях местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» органы местного самоуправления самостоя­тельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистра­ции в реестре муниципальной собственности, которые ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом.

При этом передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или федеральную собствен­ность осуществляется с согласия органов местного самоуправле­ния либо по решению суда.

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает условия формирования муниципальной собственности, что является обязанностью органа государственной власти субъекта Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации передают в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения.

Если объект по своему функциональному назначению необходим для решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления вправе поднять вопрос о его передаче в собственность муниципального образования[29].

Субъекты Российской Федерации самостоятельно регулируют порядок передачи (и осуществляют передачу) объектов своей собственности в муниципальную собственность. Этот процесс должен осуществляться в соответствии с разграничением полно­мочий между субъектами Российской Федерации и муниципаль­ными образованиями.

Законом ЕАО «О порядке передачи объектов госсобственности Еврейской автономной области в муниципальную собственность» от 3 июля 1997 г. N 37-ОЗ устанавливается следующий порядок передачи объектов государственной собственности, подлежащих обязательной передаче в муниципальную собственность в Еврейской автономной области:

1. Комитет по управлению имуществом области не позднее двух месяцев с момента образования представительных органов местного самоуправления составляет и утверждает перечни объектов (имущества), передаваемых в муниципальную собственность, в соответствии со статьей 2 настоящего закона.

2. Комитет по управлению имуществом передает в собственность органов местного самоуправления объекты (имущество) по акту приема – передачи, исключает их из реестра государственной собственности области.

3.

В перечне по каждому объекту указываются следующие данные:

– идентификационный код в общероссийском классификаторе предприятий и организаций;

– полное наименование и местонахождение;

– год постройки (год выпуска), балансовая и остаточная стоимость на начало отчетного года;

– хозяйствующий субъект в хозяйственном ведении, оперативном управлении или в уставном капитале которого находятся его полное наименование и юридический адрес.

4. Объекты (имущество) считаются переданными в муниципальную собственность с момента подписания сторонами акта приема-передачи объекта (имущества)[30].

При этом:

-Передача объектов государственной собственности области в муниципальную собственность происходит без каких-либо предварительных условий или требований. 

-Объекты передаются в таком эксплуатационно-техническом состоянии, в котором они находятся на момент составления акта приема-передачи объекта.

-Отказ органов местного самоуправления от принятия в собственность и содержания объектов, подлежащих обязательной передаче в муниципальную собственность, не допускается[31].

Передача объектов (имущества) госсобственности области в муниципальную собственность может быть произведена также по решению Законодательного Собрания ЕАО. Статья 5 вышеназванного закона устанавливает порядок такой передачи:         

1. Органами местного самоуправления в Комитет по управлению имуществом области направляется ходатайство о передаче в муниципальную собственность объектов (имущества), не подлежащих обязательной передаче. В ходатайстве указывается какие именно объекты (имущество) органы местного самоуправления хотели бы получить в свою собственность.

2. Комитетом по управлению имуществом составляется перечень объектов (имущества), указанных в ходатайстве.

3.

При составлении перечней объектов (имущества) Комитет по управлению имуществом исходит из необходимости сохранения технологического единства   инженерных, учебных, лечебно – профилактических комплексов (систем) централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования.

4. Оформленные соответствующим образом перечни объектов (имущества) вместе с заключением Комитета по управлению госимуществом области направляются Губернатору области, который вносит представление в Законодательное Собрание области о передаче перечней объектов в собственность соответствующего муниципального образования либо отклонение в ходатайстве.

5.

Законодательное Собрание области принимает решение о передаче объектов областной собственности, включенных в перечни после чего направляет их в Комитет по управлению имуществом области для переоформления прав собственности и передаче объектов в муниципальную собственность. Законодательное Собрание правомочно исключить из перечня объекты, не подлежащие передаче в муниципальную собственность.

6. Комитет по управлению госимуществом области передает по акту утвержденные в перечне соответствующие объекты в муниципальную собственность, исключает их из реестра государственной собственности области.

Объекты считаются переданными в муниципальную собственность с момента подписания сторонами акта приема-передачи объекта.

В случае если в границах территории муниципального образования (за исключением горо­да) имеются другие муниципальные образования, субъекты Рос­сийской Федерации соответствующим законом разграничивают между данными муниципальными образованиями объекты муни­ципальной собственности.

Разграничение объектов муниципальной собственности в от­ношении внутригородских муниципальных образований осущест­вляется уставом города.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации”[32] было установлено, что обратная передача объектов из муниципальной собственности в государственную собственность или ее субъектов осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

В практике правового регулирования взаимоотношений субъекта Федерации и местного самоуправления существуют и другие формы.

Например, в Свердловской области принят закон “О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Свердловской области в муниципальную собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно передаваемых в государственную собственность Свердловской области”.

Этот закон регулирует взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления по поводу безвозмездной передачи объектов государственной собственности в муниципальную и, наоборот, устанавливает порядок оформления перехода прав собственности и передачи имущества.

В соответствии Федеральным законом РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”[33] споры, возникающие в связи с переда­чей объектов государственной собственности в муниципальную соб­ственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в су­дебном порядке.

Требования комитета по управлению имуществом города о признании недействительными актов органов государствен­ного управления, нарушающих право собственника муниципального имущества, подведомственны арбитражным судам[34]

На практике весьма важен вопрос о передаче из государствен­ной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуе­мых различными организациями, в том числе относящимися к муни­ципальной собственности. В соответствии с Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г.

к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, нахо­дящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (ме­стной администрации), в том числе здания и строения, ранее пере­данные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а так­же встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов соци­ально-культурного и бытового назначения.

Согласно разъяснению ВАС РФ принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную соб­ственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами мест­ных Советов[35]

Собственники приватизированного муниципального (государ­ственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п. 4.

5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Феде­рации после 1 июля 1994 г.

[36], вправе выкупить сданные им в аренду или находя­щиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроенные, в порядке, установленном п. 4.9 Основных положений.

Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 507;

Источник: https://studopedia.net/14_26786_osnovaniya-vozniknoveniya-prava-munitsipalnoy-sobstvennosti-poryadok-peredachi-ob-ektov-ih-gosudarstvennoy-sobstvennosti-v-munitsipalnuyu-i-naoborot.html

Основания возникновения права муниципальной собственности

Основания возникновения права муниципальной собственности

1) путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет. Имущество, созданное или приобретенное за счет средств местного бюджета, является муниципальной собственностью;

2) путем приобретения имущества на основании договора купли – продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации; 3) при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (далее – разграничение государственной собственности в Российской Федерации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;

5) путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;

6) по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Основания возникновения права муниципальной собственности: – поступление денежных средств от приватизации; денежные суммы, уплаченные в виде налогов и штрафов; государственное имущество, переданное в муниципальный фонд; денежные средства, отчисленные РФ от собранных налогов, и денежные средства, выделенные ей для реализации отдельных государственных полномочий и др.

Полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: передача муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим лицам или отчуждение ее (т.е.

совершение сделок); создание муниципальных предприятий и учреждений; определение целей, условий, порядка деятельности предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности; распоряжение средствами местного бюджета; приватизация.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ (субъектной).

При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены на территории (в границах) субъектов Федерации.

Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами (зданиями, сооружениями, предприятиями, объектами и др.), относятся к федеральной собственности.

Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерацией и ее субъектом.

К федеральным землям, относятся также земли, выделяемые для федеральных нужд и целевых программ, иные земли общефедерального значения (водного и лесного фондов, особо охраняемых территорий и др.).

Впервые выделение федеральных земель было проведено Указом Президента Российской Федерации “О федеральных природных ресурсах” от 16 декабря 1993 г. [8] В нем разграничение производится исходя из принципа общегосударственного значения земель.

К землям федерального значения, относятся земли, которые имеют общероссийское значение, правовой режим которых установлен федеральными законами или распоряжение которыми осуществляется Правительством Российской Федерации, или с его согласия.

Федеральными землями являются земельные участки, определяемые федеральными законами либо договорами (соглашениями) о разграничении земель (например, земли запаса федерального значения).

Земли субъектов Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации также являются субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений как равноправная сторона, как собственники земли на своих территориях.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами принимают свои законодательные и иные правовые акты, регулирующие земельные отношения на своей территории, заключают договоры и соглашения с Российской Федерацией, с муниципальными образованиями.

Но конечно, не все земли находятся в собственности субъекта российской Федерации. В его собственности находятся земли, занимаемые объектами промышленности, транспорта, культуры, науки и др.

В его собственность могут переходить земельные участки в связи с передачей объектов федеральной собственности в собственность субъекта.

В собственность Российской Федерации переходят земельные участки в связи с приобретением их из частной собственности в случае выкупа для государственных и муниципальных нужд.

Земли субъекта Российской Федерации также предоставляются в пользование или аренду юридическим и физическим лицам, в пожизненное наследуемое владение. Все земли также проходят государственную регистрацию в установленном порядке, о чем говорилось выше.

Субъекты Федерации, являясь субъектами гражданских и земельных отношений, выступают как собственники земли на своих территориях. На них также распространяются нормы и правила о юридических лицах. От имени субъектов.

Российской Федерации выступают их органы власти в пределах своей компетенции. Они осуществляют права владения, пользования и распоряжения “своей” землей (ст.

124–127 ГК РФ) и не вправе распоряжаться федеральными, муниципальными и частными землями.

А как органы публичной власти они выполняют также и публичные функции.

Статья 16. Государственная собственность на землю

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

1. В федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации

1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

3.

В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 19. Муниципальная собственность на землю

1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

1.1.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

3.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

5. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Источник: https://studopedia.ru/15_42391_osnovaniya-vozniknoveniya-prava-munitsipalnoy-sobstvennosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.